Сибирские огни, 1974, №8
и лирика, и гротеск, где есть веселое и серь езное. Хотелось объединить и обобщить свой опыт, полученный в работе отдельно в сим фонических ж анрах и в песенных. И еще я думал о том, что музыкальный мир совре менного человека включает в себя и Баха, и шансоны, Шостаковича и дж аз, и если это разное может гармонично жить в одном че ловеке, помогая ему думать, творить, то по чему все это не может сосуществовать в од ном произведении? Этим объясняется то, что ■в музыке «Сотворения мира» прослушивают ся истоки, идущие и от музыки «барокко», и от дж аза, и от современных течений. Ос новные старания были направлены на то, чтобы не впасть -в эклектику, чтобы эти, к а залось бы, 'Очень разнородные явления гар монично и естественно объединились в еди ную музыкальную ..тка нь, пройдя через ав торское «я». Мне казалось, что творческое использование элем-еятов тех музыкальных явлений, которыми живут сейчас люди, зна чительно раздвинет мир образных ассоциа ций и принесет в музыку подлинную совре менность...» *. Надо сказать, что поставленную перед со бой задачу А. Петров выполнил с той сте пенью творческой убежденности, которая придает замыслу непреложную убедитель ность. Остроумная и ярко-театральная му зыка «Сотворения мира» органично объеди няет звучания, идущие от тонкой стилиза ции старинной пасторали в духе Люлли и Рамо, и приемы «симфоджаза», гротескные, намеренно диссонирующие ходы в эпизодах дьявольских забав, и широкие, певучие ли рические мелодии, как бы просветленные звучанием чистых детских голосов. Наиболее спорно введение вариаций на те му девятой симфонии Бетховена. Прием возможный, но несколько рациональный, умозрительный. Это выглядит так, как если бы в конце своей пьесы современный дра матург, ну, скаж ем, А. Володин, для выра жения важной мысли обратился бы к како му-нибудь известному монологу Шекспира. Недаром и у балетмейстеров финал, несу щий жизнеутверждающую мысль о светлом братстве людей, выглядит иллюстративно и прямолинейно. Успех балетмейстеров заключается прежде всего в слитности, единстве хореографиче ского действия и музыки. В их работе чув ствуется влюбленность в музыку, тщатель ное и любовное постижение каждой музы кальной характеристики, каждого штриха и нюанса. Причем, это не формально-точное следование метру и ритму, а именно пости жение изнутри, безусловная и безоговороч ная вера в правду музыкальной драм атур гии. В прелестной сцене рождения Евы тан цовщица делает движения не точно «в му зыку», а как бы чуть-чуть запазды вая, и этот прием передает 'Некоторую «младенче скую» заторможенность реакций существа, с опасливым любопытством познающего не ведомый мир. Актеры обретают тонкую и чуткую музы кальность танца, каждого движения. К аж ет 1 А. П е т р о в . Газета «За советское ис кусство», № 8, от 28 апреля 1971, стр. 2. ся, что никто из них не пользуется привыч ными, взятыми напрокат из других спектак лей приемами, все обретает «первородную» пластическую свежесть, хотя хореографиче ский рисунок идет от ясно различимых и хо рошо известных истоков. Партия Создателя основана на традиционно классических, но неожиданно окрашенных и акцентирован ных движениях. Гармонической соразмерно сти и чистоте балетной классики в партии «Создателя» противопоставлен острый и рез кий гротеск партий Черта и Чертовки. А лек сика ролей Адама и Евы приближается к свободной, живой импульсивности естест венной человеческой пластики. Такое решение оправдано мыслью произ ведения — классическая- основа партии Бо га помогает передать его стремление к ясной и счастливой гармонии в сотворенном им мире, причудливый и резкий гротеск движ е ний Черта олицетворяет ж аж ду разрушения, стихию злого сарказм а, скептического иска жения жизни. А «свободная» пластика Ада ма и Евы прекрасно вы раж ает восхититель ную непосредственность этих «детей челове ческих». Перед художником спектакля Энаром Стенбергом стояла трудная задача — не скопировать буквально Ж ана Эффеля и в то же время сохранить стиль его остроумной и изящной графики. Больше всего это удалось Стенбергу в первых двух актах балета. Первая картина сразу же вводит нас в атмосферу спектакля, где поэзия мирно уживается с мягкой иронией, добродушным юмором. В космических сферах, среди клу бящихся голубых облаков, трепещущие от благостного восторга ангелы взволнованно и смиренно ж дут бога. Он пролетает над сценой в облаке, несколько похожем на люльку, в которой поднимают маляров. Но и спустившись на планшет сцены, Бог в ис полнении Юрия Соловьева вполне оправды вает свой титул «всевышнего» — он взлета ет в воздух выше и легче всех, пораж ая сво бодой воздушных парений. В неистово-целе устремленных прыжках «вездесущий» бук вально носится в пространстве, полный ж аж ды деятельности, обуянный творческим экстазом, нетерпеливый, вдохновенный и... очень смешной. Бог-работяга, бог-хлопотун, разительный, усердный, неутомимый, гото вый трудиться до седьмого пота. В зам еча тельном исполнении Юрия Соловьева — это живое воплощение доброй и неистовой в своей доброте одержимости. Он вечно оза бочен, что-то обдумывает, прикидывает, изо бретает и тут ж е кидается осуществлять свои божественные замыслы. Он взлетает в прыжках, вертит вихревые пируэты, стреми тельно обегает сцену, весь заходится от страстного жела-ния как можно больше со творить, вырастить, воспитать, защитить. А рядом с ним появляется Черт — нет, не «дух отрицанья, дух сомненья». Пока в нем нет ничего романтического, демонического. Это, скорее, олицетворение «хулиганского начала», желания помешать, подставить ножку, разрушить. Просто так, от нечего де лать, от скуки. Пока бог еще ничего не соз давал, а только витал в облаках своих творческих мечтаний, черт томился и изны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2