Сибирские огни, 1974, №8

кой и Николая Фадеечева. Этот танец стал одним «з интереснейших созданий выдаю ­ щейся балерины. Изумительное по красоте линий тело Плисецкой становится к ак бы чутким, удивительным -музыкальным инстру­ ментом, для которого балетмейстеры созд а­ ют пластическую мелодию, полную лиризма и изысканной простоты. Танец начинается прекрасной позой сам о­ углубленного, почти молитвенного склоне­ ния. И дальше в красоте строгих, удлинен­ ных, поющих линий есть настроение отре­ шенности, романтического самозабвения. Плисецкая исполняет этот танец в седом пудреном парике, на ней расшитый ж емчу­ гом лиф, пышная, напоминающая легкие фижмы, юбка. Образ кающейся М агдалины XVIII века, охваченной скорбью Маном Леско... Молодые балетмейсте’ры показали компо­ зицию на музыку увертюры к опере Вагнера «Тристан и И зольда», детский балет «Наш двор» на музыку Т. Хренникова.. Не всё одинаково удается молодым балетмейсте­ рам. Музыка Вагнеровской увертюры не по­ лучила самобытного воплощения в хорео­ графическом языке дуэта Тристана и И золь­ ды, хотя и здесь найдено интересное поста­ новочное решение — вся композиция строго строилась вокруг воткнутого в землю меча, символически разделяющего влюбленных. Стремление Касаткиной и В асилёва к масштабным, героическим темам сказалось и в спектакле на музыку Т. Хренникова. Д е ­ ти на дворе играют в войну, в этих играх возникают образы стойкости, муж ества, вер ­ зила-драчун, обижающий маленьких обита­ телей двора, изгоняется как некая зл ая си­ ла. Но все эти «героические мотивы» не очень органично входят в ткань маленького детского балета, во всяком случае, тяж елят ее, лишают спектакль юмора и непосредст­ венности, отчего он многое теряет в своем обаянии. Касаткина и Василёв стрем ятся пласти­ чески «исследовать» какие-то истоки, перво­ основы жизни. С оздавая балет «Сотворение мира», они искали хореографические краски для изображения «утра человечества» — ■истоков познания -и любви когда еще нет горечи опыта, еще не гнетет «бремя страстей- человеческих»... Сейчас, когда я начинаю писать о спек­ такле Ленинградского театра им. С. М. Ки­ рова «Сотворение мира» и вызываю в своей памяти сцены этого балета, я ловлю себя на том, что невольно начинаю улыбаться, вспо­ миная юмор, талантливую игру ум а, неожи­ данность остроумных находок, неистощи­ мость и непринужденность пластических ш у­ ток. В третьем акте балета звучат трагиче­ ские ноты,- но все-таки в целом «Сотворение мира» — это возвышенный и смешной, иро­ нический и наивный, умный и простодушный гимн добру, доброте. Утверждение радости как цели, смысла и первоосновы бытия. Со сцены в зал излучаются волны радо ст­ ного энтузиазма, праздничной приподнято­ сти, артистического озорства. На сцене ж и ­ вут счастливые люди, счастливые художни­ ки, влюбленные в то, что им приходится д е­ лать в спектакле. С екрет его заразительно­ сти, преж де всего, в этой творческой влюб­ ленности, в том веселом воодуш евлении, ко­ торое объединяет всех его создателей и уча­ стников. Подлинная радость творчества при­ носит очищение — профессиональное и че­ ловеческое. Т ак и в этом спектакле актеры раскрываю тся лучшими качествами своей артистической и человеческой природы, поп­ росту говоря, они все .кажутся очень обая­ тельными. И , главное, наделенными чувст­ вом юмора. Они очень хорошо танцуют, но, д аж е проделы вая самые невероятные по сложности движ ения, ни на земле, ни ,в воз­ духе, .ни в дуэтах, ни в соло не теряю т это­ го замечательного чувства юмора. Спектакль вы зывает живой отклик в зри­ тельном зале, потому что в нем найден сов­ ременный сплав поэтичности и иронии, ли­ ризма а насмешливости. Н епритязательная, на первый взгляд, ш утка постепенно и неза­ метно вы растает в весьма серьезную мысль, а глубокая мысль вы сказы вается в непри­ нужденно-шутливой форме. В балете уж и­ ваются легкость и масштабность. Пленитель­ на его «студийная», «тураядотовская» атмо­ сфера, ощущение молодой, свеж ей экспери- ментальности. И, вм есте с тем, это спек­ такль, достойный академической сцены, от­ личающийся высоким профессионализмом и подлинной художественностью . Основой для создания балета послужила известная «библейская» серия рисунков зн а­ менитого французского художника, лаур еа­ та М еждународной Л енинской премии .мира Ж ан а Эфф еля,— о т них в спектакле изящ ­ ное простодушие, мудрое лукавство, ласко­ в а я человечность. Но либреттисты и постановщики К асатки ­ на и Василёв не ограничились задачей пла­ стического «оживления» рисунков Эффеля. 0.ни создали самостоятельное, достаточно слож ное и многоплановое произведение. В его основе —• талантли вая и своеобразная партитура Андрея П етрова. А. Петров не в первый раз обращ ается к балету, но «С отво­ рение мира», несомненно, его лучш ая р а б о ­ та в этой области. Композитор смело ищет новую стилистику современного хореогра­ фического спектакля. Он сам говорит об этом достаточно определенно и точно: «Мно­ гие м узы канты обеспокоены сейчас тем, что наш XX век создал гигантский «водораздел» между так назы ваемой «серьезной музыкой» и так назы ваем ой «лепкой музыкой», «водо­ раздел», которого почти не сущ ествовало во времена Бетховена, Ш уберта, Глинки. В на­ ши ж е дни все больш ая усложненность му­ зыкального языка и формы в «серьезных» ж ан р ах и, наоборот, чрезмерная упрощен­ ность в «легких» создали очень обособлен­ ные и малосоприкасаемые между собой об­ ласти музыки, в которых композиторы «раз­ говаривают» на совершенно разных языках. Это явление характерно не только для сов­ ременной зарубеж ной музыкальной культу­ ры, но и в известной степени для нашей. Стремлением сблизить эти полюса музы каль­ ных ж анров отмечены некоторые произведе­ ния современности.. ...Мне казалось, что подобный подход бу­ дет оправданным и для темы, связанной с эффелевскими рисунками, где есть и юмор,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2