Сибирские огни, 1974, №8
кой и Николая Фадеечева. Этот танец стал одним «з интереснейших созданий выдаю щейся балерины. Изумительное по красоте линий тело Плисецкой становится к ак бы чутким, удивительным -музыкальным инстру ментом, для которого балетмейстеры созд а ют пластическую мелодию, полную лиризма и изысканной простоты. Танец начинается прекрасной позой сам о углубленного, почти молитвенного склоне ния. И дальше в красоте строгих, удлинен ных, поющих линий есть настроение отре шенности, романтического самозабвения. Плисецкая исполняет этот танец в седом пудреном парике, на ней расшитый ж емчу гом лиф, пышная, напоминающая легкие фижмы, юбка. Образ кающейся М агдалины XVIII века, охваченной скорбью Маном Леско... Молодые балетмейсте’ры показали компо зицию на музыку увертюры к опере Вагнера «Тристан и И зольда», детский балет «Наш двор» на музыку Т. Хренникова.. Не всё одинаково удается молодым балетмейсте рам. Музыка Вагнеровской увертюры не по лучила самобытного воплощения в хорео графическом языке дуэта Тристана и И золь ды, хотя и здесь найдено интересное поста новочное решение — вся композиция строго строилась вокруг воткнутого в землю меча, символически разделяющего влюбленных. Стремление Касаткиной и В асилёва к масштабным, героическим темам сказалось и в спектакле на музыку Т. Хренникова. Д е ти на дворе играют в войну, в этих играх возникают образы стойкости, муж ества, вер зила-драчун, обижающий маленьких обита телей двора, изгоняется как некая зл ая си ла. Но все эти «героические мотивы» не очень органично входят в ткань маленького детского балета, во всяком случае, тяж елят ее, лишают спектакль юмора и непосредст венности, отчего он многое теряет в своем обаянии. Касаткина и Василёв стрем ятся пласти чески «исследовать» какие-то истоки, перво основы жизни. С оздавая балет «Сотворение мира», они искали хореографические краски для изображения «утра человечества» — ■истоков познания -и любви когда еще нет горечи опыта, еще не гнетет «бремя страстей- человеческих»... Сейчас, когда я начинаю писать о спек такле Ленинградского театра им. С. М. Ки рова «Сотворение мира» и вызываю в своей памяти сцены этого балета, я ловлю себя на том, что невольно начинаю улыбаться, вспо миная юмор, талантливую игру ум а, неожи данность остроумных находок, неистощи мость и непринужденность пластических ш у ток. В третьем акте балета звучат трагиче ские ноты,- но все-таки в целом «Сотворение мира» — это возвышенный и смешной, иро нический и наивный, умный и простодушный гимн добру, доброте. Утверждение радости как цели, смысла и первоосновы бытия. Со сцены в зал излучаются волны радо ст ного энтузиазма, праздничной приподнято сти, артистического озорства. На сцене ж и вут счастливые люди, счастливые художни ки, влюбленные в то, что им приходится д е лать в спектакле. С екрет его заразительно сти, преж де всего, в этой творческой влюб ленности, в том веселом воодуш евлении, ко торое объединяет всех его создателей и уча стников. Подлинная радость творчества при носит очищение — профессиональное и че ловеческое. Т ак и в этом спектакле актеры раскрываю тся лучшими качествами своей артистической и человеческой природы, поп росту говоря, они все .кажутся очень обая тельными. И , главное, наделенными чувст вом юмора. Они очень хорошо танцуют, но, д аж е проделы вая самые невероятные по сложности движ ения, ни на земле, ни ,в воз духе, .ни в дуэтах, ни в соло не теряю т это го замечательного чувства юмора. Спектакль вы зывает живой отклик в зри тельном зале, потому что в нем найден сов ременный сплав поэтичности и иронии, ли ризма а насмешливости. Н епритязательная, на первый взгляд, ш утка постепенно и неза метно вы растает в весьма серьезную мысль, а глубокая мысль вы сказы вается в непри нужденно-шутливой форме. В балете уж и ваются легкость и масштабность. Пленитель на его «студийная», «тураядотовская» атмо сфера, ощущение молодой, свеж ей экспери- ментальности. И, вм есте с тем, это спек такль, достойный академической сцены, от личающийся высоким профессионализмом и подлинной художественностью . Основой для создания балета послужила известная «библейская» серия рисунков зн а менитого французского художника, лаур еа та М еждународной Л енинской премии .мира Ж ан а Эфф еля,— о т них в спектакле изящ ное простодушие, мудрое лукавство, ласко в а я человечность. Но либреттисты и постановщики К асатки на и Василёв не ограничились задачей пла стического «оживления» рисунков Эффеля. 0.ни создали самостоятельное, достаточно слож ное и многоплановое произведение. В его основе —• талантли вая и своеобразная партитура Андрея П етрова. А. Петров не в первый раз обращ ается к балету, но «С отво рение мира», несомненно, его лучш ая р а б о та в этой области. Композитор смело ищет новую стилистику современного хореогра фического спектакля. Он сам говорит об этом достаточно определенно и точно: «Мно гие м узы канты обеспокоены сейчас тем, что наш XX век создал гигантский «водораздел» между так назы ваемой «серьезной музыкой» и так назы ваем ой «лепкой музыкой», «водо раздел», которого почти не сущ ествовало во времена Бетховена, Ш уберта, Глинки. В на ши ж е дни все больш ая усложненность му зыкального языка и формы в «серьезных» ж ан р ах и, наоборот, чрезмерная упрощен ность в «легких» создали очень обособлен ные и малосоприкасаемые между собой об ласти музыки, в которых композиторы «раз говаривают» на совершенно разных языках. Это явление характерно не только для сов ременной зарубеж ной музыкальной культу ры, но и в известной степени для нашей. Стремлением сблизить эти полюса музы каль ных ж анров отмечены некоторые произведе ния современности.. ...Мне казалось, что подобный подход бу дет оправданным и для темы, связанной с эффелевскими рисунками, где есть и юмор,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2