Сибирские огни, 1974, №8
ИСКУССТВО лись верны содержанию и колориту музыки Стравинского. Балетмейстеры словно ведут нас к самым первоначальным, первобытным истокам тех сил и стихий, которые потом пройдут через века и годы русской жиани. Бесноватая — это зародыш религиозного фанатизма, «прародительница» всех кдикуш, юродивых, пророков и пророчиц, кишмя ки шевших в старой Руси. Старейший-,мудрейший — олицетворение садистского деспотизма, замшелой косности и реакции, мертвившей целые десятилетия русской жизни. В безответности Избранницы — на чало великого терпения и героического сми рения русской женщины. И, наконец, в порыве Пастуха — грозная стихия протеста, могучего русского бунта. Соответственно с этим замыслом хорео графы причудливо сочетают классику с эле ментами русских плясок, с неожиданно и смело преображенными приемами присядки, фигурами хоровода и т. д. Можно спорить по поводу привнесения сю ж ета в балет Стравинского, но нельзя отри цать, что именно сюжет, непрерывно разви вающееся сценическое действие помогли вы явить в танце могучее симфоническое р аз витие музыки. Касаткина и Василёв избежали опасно стей статического решения, которое опреде лило неуспех первых сценических воплоще ний «Весны священной». Молодые хореогра фы создали пластический рисунок, помога ющий почувствовать и понять всю ритмиче скую структуру сложнейшей партитуры Стравинского. Они обнаружили в танце тот мощный зар яд динамической энергии, ост рое ощущение ритмической властности, ко торые присутствуют в музыке Стравинского. Именно музыкальность постановки делает убедительной неожиданную концепцию ба летмейстеров. Причудливость, необычность хореографи ческого рисунка здесь абсолютно естествен ны, первозданны, если можно так выразить ся. Это причудливость узловатых, изогну тых корней, покрытых мохом, переплетенных ветвей. Танец рождает ассоциации, связан ные с теми или иными образами природы. Могучий «скок», буйные прыжки Пастуха похожи на прекрасные в своей радостной необузданности движения молодого, поры вистого, гордого животного. Девушки напо минают стайки встревоженных птиц, в пуг ливой суете их движений есть робкая по корность, боязливое кокетство. Избранница выделяется из них одухотворенностью, по летностью — она одна танцует на пальцах. П риж ав руки к бедрам, настороженно скло нив голову, странными скачками, полубоком движ ется Бесноватая, словно подбитая кам нем, раненая хищная птица. Замечательно найден ход стариков, будто пашущих землю, роющих, царапающих ее дряхлыми ногами. Бешено топчут землю, грубо преследуют девушек разгоряченные парни в «Игре умыкания». В дуэте Пастуха и Избранницы, поставленном на музыку «Вешних^ хороводов», диковатая угловатость движений словно смягчается, танец начина ет плавно литься и петь, передавая пробуж дение чувства, смирившего разгул первобыт ного инстинкта. Но вот, подчинившись древнему обычаю, завороженная зловещим «‘гипнозом» Бесно ватой, какими-то странными «подскоками» на пуантах движ ется Избранница вслед за жертвенным ножом, навстречу своей смерти. К аж ется, что она «стреножена» какими-то невидимыми путами. Ноги ее соединены, ру ки плотно прижаты к туловищу, каж ется, что вся она связана, не может пошевелить д аж е пальцем, не в силах освободиться, ра зорвать путы, (Возмутиться, хотя бы взмо литься о пощаде. В абсолютной покорности ее хода есть пронзающая тема жестокого попрания личности — ее лишает воли всеоб щ ая извечная уверенность, что так надо; привычная ритуальность заслоняет действи тельный смысл происходящего,— убийство становится законом, обычаем, обрядом. Последний, гневный бросок Пастуха, вон зающего нож в изображение свирепого идо ла, тоже утверждение личности, протеста против гибельного, страшного, стадного ф а натизма. Этот протест блистательно вопло щен Ю. Владимировым. Когда я думаю об индивидуальности этого танцовщика, м.не приходит на память воспетая Пушкиным статуя юноши, играющего в бабки; -•Прочь! Раздайся, народ любопытный. Врозь расступись, не мешай русской удалой игре! Вспоминаются строки из «Скифов» Блока: ...Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых. Ломать коням тяжелые крестцы, И усмирять рабынь строптивых... В «Весне священной» наступает полное торжество этого «скифского», необузданно го, причудливого в своей стихийной осво божденное™ танца. Огромная ритмическая сила, дикая, неу держ им ая импульсивность ломают привыч ный рисунок канонических поз и движений, создаю т ^впечатление непосредственной пла стической первобытности. Танец «извергает ся» и течет, как раскаленная лава, принимая самые необычные формы. Тело Владимиро ва рывком взвивается в воздух и застывает, повисает там в самой невероятной причуд ливой позе. Он танцует «не на жизнь, а на смерть», яростно, азартно, порой доходя до неистовства. Это пляска упрямства, отчаян ная битва, сраж ение со всеми возможными и невозможными трудностями, с законом земного притяжения, с мерой человеческих возможностей. В разгульной шири его тан ца есть что-то мрачноватое, воинственное, порой угрожающее. Недаром он вы зы вает ассоциации с лихи ми кулачными бойцами, стенными* всадника ми, задирами и драчунами. Музыка его тан ца — блоковская «варварская лира». Когда он влетает на сцену, каж ется, что он несет ся, как камень, выпущенный из пращи, что он м ож ет все сокрушить, разм етать на сво ем (пути... Касаткина и Василёв ищут, работаю т ак тивно и энергично. Они поставили танец на музыку прелюдии Баха для Майи Плисец--
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2