Сибирские огни, 1974, №8
судороги становятся танцем, ъ котором тело корежит, корчит, ломает и сводит какая-то глухая боль, опасный .недуг. Но все это — танец, танцевальный образ, обобщенный и по-своему поэтичный, без тени натурализма, буквального изображения патологических состояний. Очевидно, смелость и сложность артистического, художественного мышления Касаткиной привели ее к балетмейстерской деятельности. Касаткина и Василёв всегда тянутся к музыке сложной и современной: «...в наши дни обращение балета к лучшим образцам современной музыки выводит его в ряды пе редового современного искусства. Новая му зыка с ее сложными ритмами и интонация ми исключает танцевалшость, зато дает бо лее полные врзможности для многогранного раскрытия образа человека средствами хо реографии. Но -не 'все это понимают. Рассказывают, что Игорь Стравинский через окно сбежал от разъяренной публики после премьеры сво его балета «Весна священная». А теперь уже никто :не сомневается, что это — одно из лучших его произведений. Еще больше досталось С. Прокофьеву с его «Ромео и Джульеттой». Музыканты просто-напросто отказывались играть это прекрасное произведение. А многие артисты балета говорили, что это вообще не музы ка... Еще труднее пробиваться молодому ком позитору. Музыка Н. Каретникова к балету «Ванина Ванини» просто ошеломила музы кантов. На заседаниях они требовали немед ленно прекратить репетиции. И только вме шательство авторитетной комиссии во главе с Д. Шостаковичем спасло музыку. Премьера состоялась. Музыка не напугала зрителей, а завоевала себе поклонников и противников столько ж е, сколько и любая другая»1. Н. Касаткина и В. Василёв поставили в Большом театре два одноактных балета на музыку Н. Каретникова — «Ванина Ванини» и «Героическая поэма». Оба эти произведения говорят о том, что у молодых балетмейстеров есть своя тема в искусстве, свое .направление поисков. И «В а нина Ванини», и «Героическая поэма» мо гут быть названы балетами героического ж анра. Причем, если «Ванина Ванини» представляет собой пластическую «инсцени ровку» известной .новеллы Стендаля, то «Ге роическая поэма» рассказы вает о наших со временниках, о молодых геологах, ищущих в тайге ценный минерал. Молодые балетмейстеры, воплощая в тан це события давней борьбы итальянских кар бонариев и мужество современных совет ских людей, ищут свое, во многом новое, своеобразное решение героической темцц Героический подвиг возникает в этих не больших балетах как нечто рожденное в борьбе, во внутренних противоречиях, выст раданное, добытое ценой многих преодоле ний, усилий. Подвиг — это вершина челове ческого духа, которой человек достигает не 'Н . К а с а т к и н а , В. В а с и л ё в . Журн. «Юность», 1963, № 1, стр. 80—81. так просто, на пути к которой он может и споткнуться, и ослабеть, и потерять н а дежду. Герои балетов Н. Касаткиной и В. Василёва лишены прямолинейности, пла катной однсжрасочности, штампованного б а летного героизм а.'И х характеры сложны, по строены на острых внутренних контрастах и конфликтах. Недаром постановщики этих балетов оба раза обращались к музыке Н. Каретникова, отмеченной чертами сложного современного симфонизма, тяготеющей к образной, фило софской обобщенности, к острому «музы кальному психологизму», если можно так выразиться. И основная тема «Героической поэмы», и темы, характеризующие главных героев «Ванины Ванини», претерпевают сим фонические изменения в зависимости от смысла действенных и психологических си туаций, от развития сюжетных и внутрен них коллизий балета. Балетмейстеры следуют за композитором, тоже сложно и остро варьируя основные хо реографические лейттемы, показывая своих героев в разнообразных .ракурсах самых раз личных психологических состояний. Героический характер Пьетро в «Ванине Ванини» развивается весьма сложно — он ведает и полное забвение страсти, и отрезв ляющее сознание долга, крайнее отчаяние и высокую решимость, пламенную любовь и столь же сильную ненависть. Ванина Ванини — характер тоже патети ческий в своей одержимости и тоже не од нолинейный. Она вся состоит из колебаний, внутренних метаний, противоречий. Но все эти психологические сложности не наруш а ют цельности сильного и яркого характера. Трое юных героев «Героической поэмы», продирающихся сквозь тайгу, испытывают крайнюю усталость, и тогда все движения и позы становятся дисгармоничными, и по нуро опускается голова, ноги подламывают ся, а руки падают вдоль тела, как плети. Когда начинается лесной пожар, девушка и двое юношей мечутся по сцене в безысход ном ужасе, их тела «кричат» и «стонут» от страха и боли. Стойкость, мужество, высота героического характера, красота подвига рождаются через преодоление усталости, страха, отчаяния. Энергия и бодрость — во все не всегдашние и неизменные спутники героев, — наступают моменты, когда, к а жется, вот-вот иссякнет воля к победе... Т а нец показывает многосложность, диалекти ческое развитие, становление героического характера, а .не его картинную статичность. Моменты духовных взлетов высокой душ ев ной окрыленности выражены в танце дина микой прыжков и .вращений, стройностью и пластической гармонией адажио. На сцене лет ничего, она пуста, но танец образно рисует и то, что приходится пре одолевать, с чем приходится бороться — бурелом, поваленные деревья, хлещущие по лицу ветки, горы, овраги, лесные реки, сви репый ветер, дождь. В балете часто бывает так, что декорации и чисто бытовые пантомимные действия рас сказываю т нам об обстановке, о реальных ситуациях, в которые попали персонажи, об их действиях в этих обстоятельствах, а та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2