Сибирские огни, 1974, №8

ИСКУССТВО Б. Львов-Анохин БАЛЕТМЕЙСТЕРЫ НАТАЛЬЯ К А С А Т К И Н А И ВЛАДИМИР ВАСИЛЁВ Н аталья Касаткина и Владимир Василёв начали свою балетмейстерскую д еятел ь­ ность, выступая на сцене Больш ого театра в качестве артистов балета. Василёв танцевал Бенволио в «Ромео и Джульетте», Юношу в «Бахчисарайском фонтане», Феникса в «Красном маке», рус­ ское соло в «Коньке-горбунке», гармониста в «Каменном цветке», выступал в гран па из «Раймонды», в народном танце из «Ф адет- ты», в вальсе из оперы «Иван Сусанин». Касаткина — одна из ведущих х ар актер­ ных танцовщиц Больш ого театра. Она при­ надлежит к тому типу танцовщиц, дл я ко­ торых владение классикой так ж е необходи­ мо, как и приемами характерного танца. Строгая классическая основа чувствуется во всех ее исполнениях, вот почему она по- своему интерпретирует многие номера ста­ рых балетов, внося в «их подчеркнутую оп­ ределенность музыкально-ритмического ри ­ сунка, ощущение интеллектуальной остроты, воли, пластической собранности. Эти черты видны в ее исполнении цыганского танца из «Дон Кихота» (в ее репертуаре более один­ надцати цыганских плясок из разных бале­ тов), андалузского танца из «Золушки» и испанского из «Лебединого озера»! в п ар ­ тиях невольницы и второй жены из «Бахчи­ сарайского фонтана», Бесноватой из «Весны священной». Эта классичность характерного танца позволяет ей С успехом выступать в балетах Ю. Григоровича — она танцует Мо­ лодую цыганку в «Каменном цветке», одну из двух персидских танцовщиц в «Легенде о любви», индийский танец в «Щелкунчике». Исполняя характерны е номера в различных балетах, К асаткина почти всегда стремится создать слож ный характер, а не просто тем­ пераментно исполнить ту или иную пляску. Мы хорошо знаем характерны х танцовщиц, по-настоящ ему страстных, зажигательных, эффектных, изящных и т. п. К асаткина, ес­ ли .можно так сказать, и н т е л л е к т у а л ь ­ н а я характерная танцовщ ица. Вот почему ее М олодая цыганка в «Каменном цветке» умна, одинока и угрюмо-замкнута, порой яв­ но презирает тех, дл я кого долж на плясать. И в танце персидской танцовщицы из «Л е­ генды о любви» она несет тему почти пре­ зрительного сознания своего превосходства, превосходства красоты . Обольстительные, гибкие плясуньи К асат­ киной часто т а я т в себе затаенную недоб­ рую усмешку, едва уловимый холодок иро­ нии я горечи. ' В балете «Кармен» К асаткина танцует Рок. С какой-то холодной яростью, н еотвяз­ ным упорством вьется она вокруг Кармен, Хозе й тореадора, грозит, дразни т и напа­ дает. Очень слож ен созданный ею образ Бесно­ ватой в «Весне священной». Она появляет­ ся как больной дух, болезненное привидение, к ак странный и злой «медиум». Ее глож ет патологическая ненависть ко всему живому, счастливому и здоровому. И в то ж е время она трагически истерзана, измучена своим одиночеством, своей торжественной отвер­ женностью. Это олицетворение изнуряющего бреда, воспаленной, полубезумной од ерж и ­ мости, ж есточайшей лихорадки, «лихоман­ ки», к а к говорят в народе. Она пугающ е бледна и почти бесплотна, как ядовитый бо­ лотный туман. Это тот странный случай, ког­ да лихорадочная дрож ь, «эпилептические»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2