Сибирские огни, 1974, №8
тайных в народе веками трудовой жизни. И вряд ли одними этими устоями можно укрепить человека, испытываемого совре менностью. Но эта надум анная концепция настолько овладела критиком, что ему начинает изме нять читательское чутье. Так, героя «Раска- са», человека духовно заскорузлого и пото му изображенного гротескно-иронически (хоть и не без трагических тонов), Л . Емельянов провозглаш ает «человеком безбрежного нравственного здоровья». А в Пашке Холмане ком, славном, но легкомыс ленном парне, типичном «чудике» (а «чу- ^ и к » у Шукшина всегда находится на опре деленной дистанции от авторского идеала), критик увидел «некую завершенность, не кий нравственно-психологический итог, ког да все мучительные противоречия самого процесса развития уж е преодолены и пре одолены успешно». Прибавил Пашка к «нравственным началам жизни» свой «ж из ненный .напор» — и достиг идеала. Чего про ще! В статье «Единица измерения» из-за ча стокола фраз против «почвенничества» яв ственно выступает все та ж е «почвенниче ская» концепция. И — обнаруживает свою несостоятельность в столкновении с живым, многомерным, динамичным творчеством В. Шукшина. Иное дело, что за тысячеле тия труда, борьбы с социальным гнетом на род выработал свои представления о пра вильной жизни, о счастье. Т ак ведь Матвей Рязанцев в «Думах», а затем и старуха К андаурова в «Письме» о том и сожалеют, что условия жизни не позволяли следовать этим идеалам : «Но т ад а такая жизнь была: вроде не до ласки, одна работа на уме»,—■ объясняет старуха. Зато теперь она хочет, чтоб сейчас, когда ж изнь переменилась к лучшему, эти идеалы стали нормой повсе дневной жизни. Т ак что ценности, вы стра данные шукшинскими стариками, принадле ж ат не к тому, что утрачивается, а к тому, что еще не осуществилось, но уж е может осуществляться. Это те ценности, о которых сказано в Программе советских коммуни стов: «Простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались пли бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отно шениях м еж ду народами». До недавнего времени в творчестве Шук шина мудрый опыт народных устремлений и выходки «чудиков» существовали как бы независимо друг от друга. Но вот появилась киноповесть «Калина красная». Героя этой повести, Егора Прокудина, на до видеть в ряду с подобными ему характе рами — например, Спирькой-«Суразом», ге роем рассказа «Степка». Лишь тогда будет видно движ ение героя и смещение автор ской позиции. В «Калине красной» Шукшин впервые по казывает мучительный процесс нравственной переориентировки сильного, стихийного ха рактера, восстанавливающего утраченные связи с атмосферой трудовой жизни н аро да, приобщающегося к опыту честных лю дей, очищающего себя от грязи и накипи. Писатель не забы вает сказать о дорогой це не, которой оплачивается это возвращение. Все это ново дл я Шукшина, склонного скорее к раскрытию характера в данных об стоятельствах, чем к развитию его. Но в «Калине красной» сказалась сл а бость, в общем-то, характерная дл я боль ших прозаических работ Шукшина. В по вести ему предстояло раскрыть взаимодей ствие характера и обстоятельств, эту худо жественную «механику», через которую реа листическое искусство осваивает связь явле ний и приходит к осознанию и пониманию це лого. А здесь, хоть герой показан в трудном движении, зато обстоятельства лишены ж из ненной сложности и динамизма. Д еревен ская жизнь, характеры сельских жителей (Люба и ее родня) вы глядят идиллически ясными, гармонически уравновешенными. Потому и вся концепция по>вести получает ся декларативной, дидактически спрямлен ной. Здесь «новому» Шукшину, по-видимому, помешала инерция прежнего подхода к те ме. Тот рывок, который совершил Василий Шукшин в последние годы, сделал его твор чество значительным звеном современного литературного процесса. Шукшин сумел по чувствовать сдвиг времени и — главное — уловить этот исторический сдвиг в духовном мире своего героя, рядового человека, но сителя массового сознания. Теперь никто — ни писатели, ни читате ли — не могут не считаться с тем уровнем, на который Шукшин поднял наше представ ление о современном народном характере, о нравственных потребностях «простого че ловека», о диалектической сложности д у ховного процесса в наши дни. После новых вещей Шукшина вряд ли можно всерьез принимать всякие там пей занские идиллии, коими нас неоднократно потчевали в недавнем прошлом, вряд ли можно доверять однозначному изображ е нию «простого человека». Шукшинские характеры создаю т плац дарм для ответственного художественного синтеза. Кому, как не самому писателю, предстоит взять в руки весь клубок чутко уловленных им разнонаправленных тенден ций народной жизни, разы скать их взаимо связи, открыть их боренье, увидеть через них «большой мир», диалектику истории. От этой работы Василию Шукшину, на верно, не уйти. Его сильный талант ждут новые, требующие особой зрелости мысли, испытания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2