Сибирские огни, 1974, №8
неистовое желанье остановить происхо дящую на глазах позорную экзекуцию и _ не можешь. Словно это все над тобой совершается или на твоих глазах. От мятушегося Максима Ярикова к на чальственно-самодовольному «крепкому мужику», от ласкового Сергея Духанина к жестокому хаму Глебу Капустину, от сти хийного Опирьки Расторгуева к «ушиблен ному общими вопросами» Н. Н. Князеву, от расчетливого молодого Ваганова к открыто му Сереге-беспалому — таковы вариации шукшинских «чудиков». Вместе взятые, о,ни перестают выглядеть казусами. Они заставляют задумываться. Задумы ваться над целым комплексом социальных, нравственных, психологических проблем, вы ступивших в наши дни в связи с поступа тельным процессом развития личности. Тут и мысли о силе инерции в сознании людей, о неумении видеть новое в жизни и обога щаться новым. Тут и раздумья о существу ющем зачастую несоответствии уровня и ха рактера труда творческим возможностям и запросам современного работника. Тут и вопросы совершенствования общественного механизма с тем, чтоб инициатива, высокое чувство гражданской ответственности «про стого человека» находили живое, конструк тивное приложение. И, конечно же, без вни мания к человеческому «я», без уваж ения к достоинству рядового работника, без учета несравненного роста его возможностей в наши дни — ни на один из этих вопросов не ответить. Всей системой своих новых произведений Шукшин создает такой художественный мир, в котором начинает энергично биться соци ологическая мысль читателя. Читая новые рассказы Шукшина и воз вращаясь от них к старым его сборникам, начинаешь замечать отчетливее, чем преж де, как писатель открывает органические источники высоких духовных потребностей человека из народа. Вспоминается старый шорник Антип с его бессловесной любовью к балалайке, с вечной потребностью к красоте, которую не могла подавить никакая хозяйственная нужда («Один»), Вспоминается председатель кол хоза Матвей Рязанцев, проживший достой ную трудовую жизнь и все же сожалеющий о каких-то непрочувствованных радостях и горестях («Думы»), Сейчас к ним присоеди нилась ста.руха Кандаурова, героиня расска за «Письмо». Этот рассказ занял особое место в новых циклах Шукшина. В нем словно сконцент рированы и прояснены мысли писателя о связи сегодняшних возвышенных порывов «простого человека» с выстраданной мудро стью народного опыта. «Письмо» — это поучение, поучение в его древнем, возвы шенном смысле. Письмо старухи Кандау.ро- вой дочери своей и зятю — это итог боль шой крестьянской жизни, это урок народной мудрости. Чему же учит старуха Кандаурова, ло манная тяжким трудом, неустанными забо тами о хлебе насущном, горестями и беда ми, которых немало досталось на веку рус ской крестьянке? А вот чему: «Ну, работа работой, а че ловек ж е не каменный. Д а еслив его при ласкать, он в три р аза больше сделает. Лю бая животина любит ласку, а человек — тем более...» И чисто по-шукшински она до бавляет, адресуясь к угрюмому, неласково му зятю: «А ты все газетами своими шур шишь, .все думаешь... Чего ты выдумаешь? Ничего ты не выдумаешь, лучше бы на гар мошке научился играть!» И трижды повто ряется одна мечта, одно желание: «Ты ж и ви да радуйся, да других радуй....», «Он мне дочь родная, у меня душ а болит, мне тоже охота, чтоб она порадовалась на этом свете». И опять — «Я хоть порадываюсь на вас». Так вот чему поучает старуха К андауро ва своих наследников. Она учит их уменью чувствовать красоту жизни, радоваться и радовать других, она учит их душевной чут кости и ласке. Вот те высшие ценности ж из ни, к которым она пришла через тяжелый опыт. Однако все это не имеет ничего общего с неким «неписаным» нравственным кодек сом, веками освященным «чином», «вековы ми- исконными жизненными традициями», «первоэлементами» деревенской патриар хальности», в коих критик Л . Емельянов увидел «доминанту» шукшинского творче ства (Л . Емельянов. Единица измерения. Заметки о прозе Василия Шукшина.— «Наш современник», 1973, № 10). Д а, некоторые прежние рассказы и поле мические выступления Шукшина давали по вод для подобных предположений. Но и раньше у него сельский мир представал д а леко не мирным (хотя бы «Заревой дождь» вспомним). И никакие «вековые исконные жизненные традиции» не могли примирить крестьян, противоположных друг другу сво им отношением к труду (не случайно имен но рассказ «Письмо» начинается ссорой двух старух, припоминающих то, что разде ляло их семьи в прошлом). С татья эта по-своему симптоматична. Сегодня уж е никого не подкупит «благост ное умиление перед «естественным челове ком», и потому автор статьи сначала декла рирует необходимость подняться над «идеализацией старины», «одноклеточной» грустью по уходящему в небытие «золото му веку». Но, опасаясь, «чтобы критика «де ревенской моды» не превратилась тож е в своего рода моду», Л . Емельянов стремит ся уберечь от оной главное завоевание «де ревенской литературы». По мнению критика, таковым является идея сохранения «веко вых, исконных жизненных традиций», якобы неизменно присущих деревне. Сами эти тра диции критик видит в следующем: «естест венность, простота, какая-то удивительная трогательность отношений», «простодушная, и опять-та.ки совершенно по-особому трога тельная открытость радостям бытия», и, на конец, особое — «холодно и просто» (цити руется Тургенев) — отношение к смерти. К ак ни трогательны эти начала, вряд ли они исчерпывают существо норм, вырабо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2