Сибирские огни, 1974, №8
тарными целями, .когда .в нем обострилась и окрепла ж аж да новых, более возвышен ных потребностей. Герой не удовлетворен самим собою — собою прежним. В нем начинается упорная работа самосознания, устремленного к ос мыслению на .новой основе собственного на значения на земле. А новые ценностные ори ентиры еще и самому не вполне ясны. Это драматизм перевала. И все же мучительное состояние Максима Ярикова — факт отрадный. Положитель ность этого факта оценивается на крепком языке «поляры» из рассказа «Верую!» так: «...д1/ша болит? Хорошо. Хорошо! Ты хоть зашевелился, едрена мать! А то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душ ев ным». Тоска шукшинского героя — это тоска по новым горизонтам, ж аж да реализации свое го человеческого потенциала. Мало того, чтоб идея духовно совершен ной личности была разработана в теории. Мало, чтоб гармоническая личность была «заложена» в планы и директивы. Мало д а же, чтобы гармонический идеал воплотился в убеждения и в жизнь самых передовых людей эпохи. Надо, чтоб массе рядовых лю дей, вроде Максима Ярикова, дозарезу з а хотелось жить насыщенной, достойной жизнью, надо, чтоб теории и планы совпали с внутренней необходимостью, с самой что ни на есть задушевной потребностью рядо вого человека. Когда-то один из выдающихся умов Рос сии Николай Станкевич писал о том, что че ловеческая натура «нуждается в потребно стях» (имелись в виду потребности духов ные). И добавлял: «Ей надобно возвысить ся до них». Вот эту новую радостную ситуацию воз вышения личности «из массы», а значит — и самой массы, до ж аж ды высоких духов ных (потребностей, до поисков путей всесто роннего выявления своего человеческого «я» удалось уловить Василию Шукшину, Но это одна сторона медали. Шукшин же видит диалектику процесса. На новом этапе инерция устаревающих ценностных устано вок не только бесполезна, но д аж е чревата новыми опасностями. Писатель замечает, что на том же фундаменте материального достатка, достигнутого сегодня, формирует ся тенденция, прямо противоположная высо ким духовным порывам Максима Ярикова, или фельдшера Козулина, или шофера Сер гея Духанина, или даж е Семки Рыся, «за булдыги, но непревзойденного столяра», че ловека, чуткого к красоте... Присмотримся к тем персонажам, кото рых писатель противопоставляет своим «чу дикам». Они — не бездельники, нет. Скорее — на оборот. Колькина жена Валюша (рассказ «Жена мужа в П ариж провожала»), напри мер, кроме того, что телеграфисткой служит, еще и дома шьет, она классная портниха, в месяц имеет до трехсот «чистыми». О ж е не Максима Ярикова сообщается коротко: «....неласковая рабочая женщина». А «хозя ин бани и огорода», герой рассказа под та ким названием, судя по всему, знает толк в хозяйстве, умеет беречь и копить. Опять ж е — старик Баев из рассказа «Беседы при ясной луне», у этого все на счету, вся жизнь «по смете». Все они, как один, крепки и плотны, все делаю т с толком и выгодой, они знают цену рублю, баня у них всегда в порядке и ого род ухожен. Но они не понимают, как это можно покупать на последние копейки баян, чтоб сын учился. Они не знают, что такое тоска. Вот эту оглушенность материальными за ботами, душевную слепоту, порождаемую упоенностью достатком, Шукшин изображ а ет с безжалостным са,рказмо,м. К аж ется, не было у него более язвительного рассказа, чем «Пост скрипт ум». Тут и убийственный контраст: сельский житель, приехавший «за пять тысяч километров» на экскурсию в Л е нинград, сумел оценить здесь прежде всего жалюзи на гостиничных окнах да «порази тельную» кровать в номере. Тут и красноре чивая подробность: Михаил Демин не ест в буфете — там дорого, а скаредно питается в номере. Тут и стилизация под «культур ную» речь, как ее понимает герой рассказа: всякие «колоссально» да «шикарно» — в удивительной смеси с бюрократизмами и просторечиями. Нет ли в столь резком художественном освещении проблемы некоторого «пережи ма»? Не рановато ли стращ ает Шукшин грехом «потребительства» —- ведь еще мно гого необходимого у нас нет... Но в своих тревогах Шукшин не одинок. Вот что пишет Эдуа.рдас Межелайтис: «Сейчас в мире почему-то особенно активно прорастает сорняк потребительской филосо фии... Мы обязаны защищ ать свое духовное здоровье от бациллы потребительской фило софии. Мы обязаны пресечь дорогу этой эпидемий» («Правда», 30 апреля 1973 г.). А вот слова Виктора Розова: «Друзья мои! Мне пришлось много ездить по свету, много видеть. И я имею право сказать: че ловечество десятки тысячелетий проходило испытание на бедность — тяжелое испыта ние, когда не было д аж е крыши над голо вой. Испытание на сытость —■ оно еще страшнее. От голода ты можешь умереть, а от сытости у тебя может разложиться и умереть душа... Мне иногда говорят, что сейчас об этом слишком рано говорить. Но потом, боюсь, будет поздно» («Пионерская правда», 19 октября 1973 г.). Эти суждения выдающихся художников, как и новые интонации и краски в расска зах Шукшина, возбуждены временем. Ведь совсем недавно, каж ется, была пора, когда неодухотворенность так называемого «простого человека» вызывала сожаление: припоминается Муля из повести В. Семина «Семеро в одном доме». Сегодня же — в но вых рассказах Шукшина — бездуховность оценивается как нравственная опасность. Опасность с тяжелыми социальными послед ствиями, (И славный парень Колька, герой рассказа «Жена мужа в П ариж провож а ла», физически зады хается в душной атмо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2