Сибирские огни, 1974, №8
Таков Максим Яриков, герой рассказа «Верую!». Это знакомый нам по прежним рассказам Шукшина органичный, сильный характер. Разве что заматерел — сорок лет уже. (Вообще, сорок лет — возраст боль шинства новых героев Шукшина. Возраст зрелости, «пик жизни»), Максим немало на работался. Вроде есть право и на какие-то нравственные итоги, и на какое-то удовлет ворение. Но парадокс в том-то и состоит, что М ак сим удовлетворения не испытывает. Больше того, его грызет «особенная тоска. К акая- то нутряная, едкая». С чего бы это ему, Максиму, тосковать? Здравый смысл услужливо предполагает: может, бедствует семейство Яриковых, не сводит концы с концами? Нет, на сей счет у Максима ж алоб нет. Достаток чувствует ся. Может, работа замучила? Тоже нет, ско рее — наоборот, даж е досуг имеется. Неку да себя девать в свободное время, клубов, телевизоров нет? Не похоже. Вот ведь со седи Яриковых «отдыхают культурно... В кино ходют» (из попреков Максимовой ж е ны). Так в чем же дело? Душа у Максима болит. И болит она от того, что «не понимает, для чего я ее та скаю». Но опять-таки здравый смысл не хочет соглашаться с таким покаянием Максима. Был бы он тунеядец или кулак какой, кото рого вдруг стали бы заедать угрызения со вести. А то ведь труженик и, видно, работ ник ярый («никак не мог измотать себя на работе, хоть работал много»). И все же Максим тоскует. Видимо, те критерии человеческого сча стья и довольства, которые предложил нам услужливый здравый смысл (а в нем отпе чатались ценностные ориентиры, отстоявшие ся за многие годы в массовом сознании), явно не захватываю т всю душ у Максима Ярикова. А может быть, они, эти критерии, сегодня уже недостаточны? Но ведь совсем недавно на этом «участ ке» было спокойно. Душевное благополучие шукшинского героя противопоставлялось всяким там мятущимся, рефлектирующим ге роям так называемой «городской прозы». Совсем недавно трудовая сноровка, интуи тивная связь с первородными корнями (с отчим краем, с родной природой) простых парней из повести Г. Комракова, или Ю. Скопа, или В. Чивилихина рисовалась как панацея от всех нравственных зол и ущербов. П равда, в самое последнее время началась полемика с идеализацией такого героя. В «Пелагее» Ф. Абрамова, в рассказах Ю. Гал кина «Красная лодка» и Б, Путилова «Двое на профиле», в повестях В. Лебедева «На следник» и особенно сильно в «Живых день гах» А. Скалона открывается духовная не достаточность и д аж е ущербность людей, которые, хоть и умеют хорошо трудиться, но в труде своем не видят и не ищут ниче го, кроме узко утилитарного смысла, мате риальных выгод. Сигнал тревоги в этих произведениях идет от автора. Сам же герой, как правило, ос леплен самодовольством, уверенностью в своем превосходстве над всеми прочими .лю дишками. Ом твердо знает, что он — и ни кто другой — опорный человек на земле. Хотя вот Сеня Ш алай, единственный из множества героев романа Г. Владимова «Три минуты молчания», заболел тоской не удовлетворенности и оттого протрезвлен,но увидел духовную го,лизну «бичей» и своих соседей по кубрику. Однако дальш е этой констатации Г. Владимов не пошел. Ско рее, он согласился на компромисс со своими героями. Какие они ни есть, а рыбу стране даю т они,— напоминает автор.— и в те с а мые грозные три минуты молчания именно в них просыпаются огромные душевные си лы (правда, чтоб по истечении этого срока вновь задрем ать). Подобные аргументы ус покаивают, приглушают проблему. А проблема есть. И тревога в душе таких, как Сеня Ш алай, парней с мозолистыми руками, задумавш их ся о смысле и цели своей жизни, — оста ется. Показательно, что первым эту внутрен нюю тревогу работающего парня зам е тил именно Василий Шукшин. Критик В. Перцовский справедливо назвал ге роя шукшинского рассказа «В профиль и а.нфас» предшественником Сени Ш а лая («Вопросы литературы», 1971, № 10, стр. .31—32). А главное, я этом рас сказе Шукшина (при всей эскизности, обу словленной жанром) ситуация душевной не удовлетворенности молодого героя объ ясн я ется отчетливее, чем в «Трех минутах молча ния». Прислушаемся к разговору И вана со ста риком-соседом. Какие рецепты от тоски д а ет старик Ивану, и как тот на них реагиру ет: «,— Женись, маяться перестанешь. Не до этого будет. — Нет, тож е не то. Я долж ен сгорать от любви...» «— Тебе полторы тыщи в месяц неохота заробить, а я за такие-то денюжки все лето горбатился. — А мне не надо столько денег, — словно поддразнивая старика, сказал Иван. — Ты можешь это понять? Мне чего-то другого надо». «— Позорно ему на свинарнике порабо тать! А мясо ме позорно исть!.. — Я тебе говорю: наелся. Что дальш е? Я не знаю . Но я знаю, что это меня не устра ивает. Я не могу только на один желудок работать». В споре интересны обе стороны — и моло дой парень, и старик. Ж изнь старика не очень-то напоминает о «былом деревенском покое» (вопреки мне нию В. Ч алм аева1, и ,не так-то уж она бы ла проста, как полагает В. Перцовский). Но все же, почему старик внутренне це лен, прочен в своих жизненных принципах, в то время как Иван «недурашливо, а с к а кой-то затаенной тревогой, д аж е болью» го 1 «Север», 1972, № 10, стр 118.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2