Сибирские огни, 1974, №8
КРИТИКА К БИБЛИОГРАФИЯ Н. Пейдерман ТРУДНАЯ ДОРОГА ВОЗВЫШЕНЬЯ (О новых произведениях Василия Шукшина) Есть писатели, которые обладаю т сейсми ческой чуткостью ко времени, тоцко и верно улавливают его воздействие на духовный мир людей. Их произведения становятся разведкой времени, открытием тех общест венных процессов, которые пока еще и не уловлены никакими другими инструментами познания. К таким писателям принадлежит Василий Шукшин. Его литературная репутация уже слож и лась. И когда известный экономист В. Пе реведенцев уважительно называет Шукши на «большим знатоком социальных проблем нашей деревни» («Журналист», 1973 г., № 1), то это показательно для общего мне ния. Со времен цикла «Они с Катуни» за крепился в нашем сознании и «шукшинский» герой — сильная, самобы тная личность, не теряющ ая первичной связи с природой и с тем трудом, который от слова «трудно». В аннотации к одному из сборников Шукшина говорится: «Писатель по-человечески пони мает своих героев и д аж е как бы немного гордится ими». Действительно, такое сум марное впечатление создавалось при чтении прежних произведений Шукшина. И это впе чатление — не без помощи критики — стало канонизироваться. А Шукшин не стоит на месте. Он много и целенаправленно работает. Только за пос ледние два года им опубликовано несколько циклов рассказов в ж урналах «Звезда», «Наш современник», «Север» (часть из них составила сборник «Характеры» — 1973). Он пишет сценарий фильма «Печки-лавоч ки», ставит его и исполняет главную роль. В том ж е, 1973 году появляется новая кино повесть Шукшина «Калина красная» («Наш современник», 1973, № 4). Есть здесь и хорошо знакомые из «преж него» Шукшина мотивы: противостояние по этического мироощущения простого сибир ского парня бездуховности городского ме щанства («Ж ена мужа в П ариж провож а ла»), столкновение цельных, стихийных на тур с бумажными душами и сухарями («Ноль-ноль целых»)... А Иван, герой «Пе чек-лавочек», словно аккумулировал в себе черты полюбившихся нам шукшинских «чу диков». И, вместе с тем, Иван, каж ется, пос ледняя дань прежнему горделиво-влюблен ному авторскому отношению к своему ге рою. Д ело в том, что общий тон в новых рабо тах писателя какой-то иной. Здесь переве шивает новый поэтический пафос. Скорее всего можно назвать его пафосом анализа, исследования сложных духовных процессов в характере современника, так называемого «простого человека», носителя массового со знания. Если раньше Шукшин любовался веской цельностью жизни таких людей, как дяд я Ермолай, вечных тружеников, добрых и че стных людей, то теперь он задумы вается: «...что, был в этом, в их жизни, какой-то боль шой смысл? В том именно, как они ее про жили? Или — не было никакого смысла, а была одна работа, работа, работа... Работа ли д а детей рож али» («Д ядя Ермолай»). Если раньше герой Шукшина со своей ме рой ценностей, определенной народными корнями, мозолистой работой, являл собою образец душевной уравновешенности, «пра вильности», парадоксально подтверждаемой выходками против обывательской плоской логики, то теперь он сам обеспокоен своим образом жизни и мучительно ищет в ней смысл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2