Сибирские огни, 1974, №8

ляется -в значительной степени воображени­ ем. Только знания, только логическое мыш­ ление — даж е организованные совершенным образом — еще не делают человека совер­ шенным. «Представим роботов, — пишет Влади­ мир Солоухин, — запрограммированных д а ­ же и на саморазмножение, но у которых нет связей (.то есть проводочков) на чело­ веческие понятия любви, ненависти, друж ­ бы, грусти, тоски, мечтания. Или еще проще — обыкновенной физической боли. Читая наши книги и встречая в них сло­ ва «тоска», «любовь», «боль», они недоуме­ вали бы, что это такое, и в конце концов назвали бы это очень удобным словечком — «сверхъестественное». Не только для роботов, но и для живого чело!века подчас трудно бывает охватить своею мыслью всю необычность возникаю­ щего явления, всю невообразимую револю ­ ционную сущность его. И только развитое воображение своими щ упальцами-искателя­ ми помогает воссоздать из необъяснимого и необычного единое целое. Воображение, этот «психический ра­ дар», не только отраж ает внешнюю реаль­ ность, но — с другой стороны — зеркально воспроизводит внутренний мир самого чело­ века, чутко реагируя структурой, формой, содержанием своим на малейшие изменения личности, отраж ая и высокие идеалы ума, и малейшее движение души. «К жесткой дисциплине науки мы должны добавить пламенное воображение искусства, — пишет профессор Тоффлер, известный по­ пуляризатор науки. — Сегодня, как никогда раньше, нам необходима множественность видений, мечтаний, образов потенциального завтра...» Потому что завтра это ждет человека не только грамотного и здорового, но и психо­ логически подготовленного к грандиозным грядущим переменам. Общество получит от человека отдачу на­ столько, насколько он подготовлен к гряду­ щему. В Марксову диалектику стосильные поэтические моторы ставлю. Смотрите — ряды грядущих лет текут, взрывами мысли головы содрогая, артиллерией сердец ухая, встает из времен революция другая — третья революция духа. В арсенале этой «третьей революции ду­ ха», о которой писал Владимир Маяковский, воображение — всевластнейшее оружие, по­ могающее не только «обнюхивать», но и «изобретать» жизнь, совершенствовать ее и наполнять светом глубоких чувств и благо­ родных идеалов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2