Сибирские огни, 1974, №8
руки. И '— никаких ж еланий, никакого инте реса к жизни. — Я дезертир, я всех предала. Я школу и комсомол опозорила. Мне теперь все р ав но. Т яж елый надрыв, депрессия — вот чего добилась мать, слом авш ая мечту дочери... А новосибирской школьнице Л ене И вано вой очень повезло: дома все поддерж ивали и бережно направляли фантазию девочки. И д аж е участвовали в ней: в рисунках и сказках, в бесконечных вымыслах Л ена р а зы грывала «многосерийные» драмы , коме дии, волшебные и реальные истории. — Мне было уж е тринадцать лет, — рас сказы вает Л ена с улыбкой, — а я все еще по субботним вечерам, лож ась спать, от правлялась путеш ествовать в карете и вела длинные-длинные беседы с кучером обо всем на свете: о подруж ках и учителях, о других планетах, о жизни и смерти, о своих буду щих друзьях. ...Эти беседы длились до по луночи — ведь в воскресенье не надо рано вставать. И субботу я всегда ж д ала с нетер пением... Д ом а знали об этих «беседах», не пуга лись их, а подыгрывали, интересовались «мнением кучера». Вскоре девочка стала выпускать домашние ж урналы , писать рас сказы, сказки, стихи, которыми заинтересо вался и которые высоко оценил известный поэт. Сейчас трудно сказать, станет ли Л ена талантливой поэтессой — тут одной мечты мало, — но добрым, смелым, независимым человеком она уж е стала. И научилась вос принимать мир во всем его разнообразии, отзы ваться с живейшим участием на все явления жизни. «Излишне ранима» — пере живаю т родители. Но значит — и восприим чива, с подвижным воображением и бесцен ной способностью «переноситься мыслью и чувством в другое существо» ...Старшее поколение читателей помнит по трясение, испытанное в детстве от «Синей птицы» Метерлинка, когда скучная обыден ность вдруг оборачивается сказкой: не это ли главная тайна детства? ...Заскрипела дверь, и такой ж е скрипу чий голос спросил у грустных, заскучавших детей: — Не у вас ли трава, что поет, и Синяя- синяя птица? На сцене случаю тся невероятные чудеса, невозможное становится возможным, и сре ди других открытий зритель делает одно из важнейших: постигает, что самое большое чудо — Синяя птица — чудо воображения. Полвека идет этот спектакль на сцене МХАТа, но и сегодня на него очень трудно приобрести билет: приобщиться к открытию хочет каждый. «Синяя птица» — это компонент творче ства, законы которого и сегодня раскрыты не до конца. Психологи приходят к выводу, что в ря ду «помощников» творчества стоит эмоцио нальная открытость, пылкое воображение, расположенность к переживаниям или рани мость, эта ' противоположность психологиче ской защите, которая мешает человеку пе режить некоторые явления, осознать их, от реагировать. Только воображение помогает 11. Сибирские огни № 8. воспринять и оценить конфликтующую ин формацию, увидеть .новые связи. «Произведение искусства — передатчик, вечно излучающий эстетическую, нервную, эмоциональную энергию. Он излучает ее всегда и дл я всех. Но все ж е «приемник» долж ен быть настроен на определенную вол ну», — пишет Владимир Солоухин. То ж е самое можно сказать не только об идее ху дож ественного произведения, <но и о полити ческой, научной, эпической, о всем строе че ловеческих чувств, о всей системе духовных ценностей. И наиболее эффективный способ настройки — воздействие « а воображение человека. К аждый, наверное, может вспомнить нема ло случаев из собственной жизни, когда по- разному истолковывались не только музыка или кинофильм, но и вполне конкретные, буд то бы однозначные поступки людей или си туации. К ак музыка вы зывает в нас образы и чув ства, к которым мы подготовлены всей жизнью, так и трудные или конфликтные си туации «высвечивают» в нашем .воображе нии те образы, которые служ ат нам ориен тиром, своеобразным указателем на пере путье жизненных дорог. Люди, которы е нам нравятся, чащ е всего похожи хотя бы незначительной своей чертой на наших первых друзей, наших первых лю бимых, пусть д аж е далеких от эталона к р а соты, от всякого совершенства, но близких любимому образу, ж ивущ ем у в .нашем вооб ражении. И как неприятен нам подчас незнакомый человек, у которого манера смотреть или говорить, или просто жест какой-то напоми нают нашего давнего обидчика или кого-то из нелюбимых, нетерпимых знакомых... Социальная психология, в том числе оте чественная, сделала немало, чтобы просле дить и объяснить, как поведение человека зависит от системы ориентирующих его об разов, от тех личностных установок, которые сформированы в человеке воспитанием и со циальной средой. (Огромный интерес вы зва ла в этом отношении теория психологиче ской установки советского ученого Д . Н. У зн ад зе). Нередко наши зарубеж ны е гости — писа тели, кинематографисты , ученые — вы ска зываю т удивление по поводу напряж енной духовной жизни, целеустремленности боль шинства советских молодых людей, по пово ду особой системы непреходящих духовны х ценностей нашей молодежи. Объяснение этой особенности, конечно, в первую очередь и в тех образах, которые становятся дороги нам с детства: П авел Корчагин и Ч апаев, Да.нко и Александр М атросов, герои «Оптимистической траге дии» и герои К раснодона... Еще в ш коле мы проецируем эти образы на свой небольшой жизненный опыт, и не с этого ли дл я многих начинается осознание себя, своей человече ской ценности, своих целей и принципов, которые позж е станут первоосновой лично стных установок, выработаю т «стереотип» поведения? Мир человеческих страстей, убеждений, заблуж дений, открытий создается и управ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2