Сибирские огни, 1974, №8
крыв все черным пеплом... Почему? А Везу вий? 0.н, извергаясь, наверное, такж е по крывает все пеплом. Но не одну кухню, а может, весь земной maip? Соседки кричали от этого «пожара» на всю улицу, отец жестоко наказал его, а он, смывая са жу, смотрел в окно и думал' о тыся челетних вулканах, о тайнах земли и пре вращениях веществ... Но рассказать об этом было некому, боль ше наказания он боялся насмешек. И под росток уходил в мир иллюзий, воображ ае мых ситуаций, которые теперь носили уж» агрессивный характер: образы его мечтаний рождались от чувства лвпонятоети, одино чества и жажды мести. Теперь в воображе нии он и в самом деле «проигрывал» под жог дома как -возмездие за унижение. И вот это — а не проказливость —- требует осо бого внимания: воображая, подросток моде лирует будущее поведение, он выбирает ва риант... Добро или зло. А сколько таких историй лежит в основе многих трудных детских судеб! Стоит поли стать «дела» или сочинения-исповеди в дет ских приемниках, чтобы увидеть, как часто леность души или рутинное мышление взро слого разрушает контакт ребенка со взрос лым миром. Подросток с творческим воображением, с бурной фантазией иногда чувствует себя «гадким утенком», а уж если ни семья, ни учитель не поддержали его, может произой ти трагедия: либо чувство неполноценности и ущемленности, либо драматический разлад воображаемого и действительного, утрата веры в самого себя, или тяж кая озлоблен ность против всего мира. О трагедии человека с творческим вооб ражением, чья мечта была сломана в дет стве, о том, как повлияло это на формирова ние его характера, на всю его жизнь, повест вует Василий Аксенов в одном из ранних своих рассказов «Дикой». Здесь характерна вся ситуация: «Это был странный мальчик, некрасивый и хилый, но не тем он был странен, а тем, что все время уединялся, все время сторонился нас, сорванцов, чуж дался и пугался, за что и получил кличку Дикой. Все он что-то строгал, чинил, мастерил, со единял какие-то колесики, пружинки. Боль шую часть времени он проводил в заброшен ной, полуразвалившейся баньке. Смотрел он в землю. Естественно, что был он козлом отпуще ния среди ребят. Мало кто не дергал, не стукал его по го лове, не щипал, не дразнил. Он все сносил и только еще больше замыкался. Было нам лет по двенадцать, когда од нажды, томясь от безделья, мы решили со- ’ вершить налет на его баньку и узнать, чем он там занимается. Д авясь от смеха, мы поползли к ней ого родами, окружили, распахнули дверь и уви дели Дикого. Он стоял лицом к нам с .рас ширенными от ужаса глазами, а за спиной его в полосах света, проникающих в щели, крутились какие-то большие и малые колеса! ритмично «хлопали какие-то дощечки, скри пели ременные передачи — словом, дейст вовала какая-то хитрая машина, какой-то агрегат. В мгновение ока мы разрушили эту кон струкцию, дико хохоча, мы .разорвали пере дачи, поломали колесики, поплясали на об ломках и остановились, не зная, что делать дальше. Дикой леж ал ничком .на земляном полу и плакал». Трагедийность такой ситуации еще и в том, что подросток не знает, что стойкая верность мечте, упорное стремление к идеа лу в конце концов помогают преодолеть все трудности и подняться к вершинам, кото рые, быть может, даж е в воображении ка зались .недосягаемыми. «...Разлад между мечтой и действитель ностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьезно верит .в свою мечту, внимательно вглядываясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения со сво ими воздушными замками, вообще добросо вестно работает над осуществлением своей фантазии», — писал Д. И. Писарев. Присмотримся к выпускникам, к тем, у ко го на руках аттестат зрелости, но до зрело сти еще вечность, д аж е до совершеннолетия еще год. А терпения — не хватает, а упор ство в достижении своей цели-мечты еще не сформировалось, навыки борьбы за свою мечту еще не -выработались. Порой входит выпускник в жизнь — по свободно избран ной дороге, в свободно избранную «дверь» — и обнаруживает, что в воображении ему все рисовалось иначе. И вчера еще востор женная, очарованная душ а вдруг оказыва ется разочарованной, пассивной.' А, согла ситесь, разочарование — вещь не только противная, но и социально вредная. Но еще трагичнее — сломанная мечта. ...Училась в кемеровской школе девочка Галя — рыж енькая и пушистая, как лист венница по осени. У Гали была мечта: пос ле 10 класса уехать по комсомольской пу тевке на всесоюзную стройку, чтобы по ве черам—учеба в техникуме и занятия в вока ле, а рядом непременно — умные, веселые, яркие люди. Такие, о которых пишут в книж ках и какою Галя старалась стать сама. Когда мать запретила дочери ехать на строительство К амАЗа, Галина заняла денег у своей классной .руководительницы и уеха ла. И можно бы считать это началом строи тельства Человека: «музыкальными» руками она грузила драгоценные огнеупорные кир пичи для уникального завода, который бу дет выпускать уникальный грузовик, вста вала в 6 ут.ра, жила в вагончике, по вечерам мчалась на репетиции... Она приближалась к осуществлению своей мечты. Она пережи вала то воспламеневное состояние, что одни назы ваю т вдохновением, другие — любовью, третьи —: счастьем... Но приехала на строй ку мама. И не стало ничего: ни любви, ни счастья, ,ни вдохновения. Мать забрала доч ку, как вещь, домой, устроила ученицей про давца, контролирует каждый ее ш аг и, ка ж ется, даж е мысли, д аж е мечты. Ведь меч ты — это главная «опасность»... Впрочем, мечты нет. Галя потускнела, словно полинявшая лиственница. Пустые глаза: Механический голос. Безжизненные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2