Сибирские огни, 1974, №8

расксша, деда Щу ка,ря и «Вологодские бух- тины»? • Если в детском саду в целях воспитания ребенку зачастую «подыгрывают», применя­ ются к его выдумке и развиваю т этот дар, то уже в первом классе происходит нео­ правданная ломка: кончается праздник дет­ ства, и начинается подчас зубреж ка, хотя ребенок остается ребенком и продолж ает играть не только в спортивные игры. Насколько важно увидеть в ребенке имен­ но ребенка, а не уменьшенную копию взрос­ лого, распознать секреты его детского мира и найти к нему ключик, знают сегодня все: широко публикуются труды Н адежды Кон­ стантиновны Крупской и Василия Александ­ ровича Сухомлинского, замечательных педа­ гогов Яна Каменского и Антона Семеновича Макаренко, доктора Спока и других деяте­ лей педагогики и педиатрии, поставивших во главу воспитания деятельную любовь к ре­ бенку, уваж ение к его личности, развитие его творческих способностей. Но, к сожалению , остается еще и сегодня немало педагогов, пытающихся новое со­ держ ание образования, новые программы внедрять в жизнь старыми, рутинными ме­ тодами, рассчитанными только на механи­ ческое запоминание и логику. И вот возни­ каю т разговоры о «непереносимой нагрузке в школе», о «заумных программах», с кото­ рыми дети не справляются, возникают тре­ бования «вернуться назад». Но вернуться на­ зад можно только вопреки диалектике и требованиям жизни, которая все накапливает и усложняет информацию. Значит, выход не в том, чтоб «вернуться назад» в содерж а­ нии учебников и всего учебного процесса, а в том, чтоб идти вперед в совершенство­ вании методов, средств обучения и воспи­ тания. ...В далекой сибирской деревуш ке К рас­ ные Камешки, скрытой хвойными борами Сузунского района Новосибирской области, живет и преподает в малокомплектной шко­ ле учительница Таисия Прокопьевна Кома­ рова. Еще до широкого внедрения новых программ она повторила в своей сельской школе эксперименты, поставленные Акаде­ мией педагогических наук СССР, и получила результаты, заставившие учителей всей страны пристально изучать опыт школы в Красных Камешках. Дело было не только в том, что дети усваивали программу, новые понятия быстро и просто, нет, главное —■ у них формировался творческий, поисковый подход к знаниям. Педагогическое творчество самой Таисии Прокопьевны отмечено Золотой звездой Ге­ роя труда, опыт ее широко описан и изуча­ ется, в нем много новых, интересных про­ блем и способов их решения. Но мало кто обращает внимание на особое стремление и умение Комаровой развить воображение ре­ бенка. Д етство в этой школе не остается на ули­ це за школьным порогом: игра, фантазия, воображаемые ситуации—полноправные хо­ зяева в классе и при изучении множеств, и на рисовании, и при сочинении рассказов. ...Отчаявшиеся родители привели к Таи­ сии Прокопьевне девочку, которая была при­ знана неспособной к обучению в обычной школе. Год проходила она в первый класс и не знала «ни букв, ни цифр». «Ничего не соображ ает», -— развела руками предыду­ щ ая учительница. Таисия Прокопьевна ввела в классную комнату упирающуюся девочку и начала с нею игру, к которой весь класс уже был спе­ циально подготовлен учительницей. Игрой дл я девочки был каждый день и каждый урок. Приведенная в школу едва ли не си­ лой, она через некоторое время ни на шаг не отходила от учительницы, не ж елая рас­ ставаться с нею даж е на несколько часов. Через два года девочка догнала своих свер­ стников, а при «выпуске» из начальной шко­ лы все забыли о ее «несообразительности»: широкий творческий диапазон девочки по­ могал ей быстро ориентироваться в любом вопросе и найти неожиданное решение, к ко­ торому не приближались дети с более вы­ соким интеллектом, но узким, не динамич­ ным воображением. Если бы этот случай был нетипичным! Но психологи замечают, что творчески одарен­ ные дети часто в ш колах оцениваются как неинициативные, неактивные: они не выска­ зы ваю т своих идей, боясь быть осмеянными или просто непонятыми. Известно, что, когда гениальный матем а­ тик Эварист Галуа, чье имя окружено и по сей день легендами, был наиболее увлечен своим творчеством, профессора характери­ зовали его как замкнутого, самонадеянного, с ничтожными способностями. Один за дру­ гим проваливал он экзамены, в том числе и по математике. В ночь накануне дуэли и ги­ бели Галуа изложил теорему, использовать которую сумели лишь через 25 лет, когда математическое мышление стало достаточно развитым. ...А вот «дело» сегодняшнего дня: на ро­ дительском собрании классный руководи­ тель объявляет: — Терпения моего больше с эти.м типом не хватает. Бандит, хулиган, соседей под­ жег... Выкрасился вызывающе. Родительский комитет начал оформлять документы на «малолетнего правонарушите­ ля». Зашли в квартиру... Комната, где жил мальчик с отцом, би ла загромождена каки­ ми-то моторчиками, Действующими моделя­ ми, всевозможными склянками... Словом, ал­ химическая лаборатория... А сам юный «ал­ химик» неразговорчив, замкнут, не хочет вступать в контакт ни с кем. Но постепенно проясняется суть «преступлений». На воло­ сах своих пробовал изобретенный им препа­ рат, который если и ,не способен сделать че­ ловека невидимкой, ,то уж «обесцветить мо­ ж ет на сто процентов»... Какие картины пе­ реж ивал он в своем воображении, какие сны ему снились ® это время, какие грандиозные рож дались планы-мечты... Ничего этого ни отец, ни учитель зн ать не хотели! «Пустая фантазия!» Второе «преступление» — поджог — это тоже был опыт: с нафталином. Удивительно: белая-белая небольшая таблетка нафталина в целлофановом конвертике вдруг громад­ ным черным облаком поднялась в воздух и рассеялась по стенам, потолку, посуде, по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2