Сибирские огни, 1974, №8
расксша, деда Щу ка,ря и «Вологодские бух- тины»? • Если в детском саду в целях воспитания ребенку зачастую «подыгрывают», применя ются к его выдумке и развиваю т этот дар, то уже в первом классе происходит нео правданная ломка: кончается праздник дет ства, и начинается подчас зубреж ка, хотя ребенок остается ребенком и продолж ает играть не только в спортивные игры. Насколько важно увидеть в ребенке имен но ребенка, а не уменьшенную копию взрос лого, распознать секреты его детского мира и найти к нему ключик, знают сегодня все: широко публикуются труды Н адежды Кон стантиновны Крупской и Василия Александ ровича Сухомлинского, замечательных педа гогов Яна Каменского и Антона Семеновича Макаренко, доктора Спока и других деяте лей педагогики и педиатрии, поставивших во главу воспитания деятельную любовь к ре бенку, уваж ение к его личности, развитие его творческих способностей. Но, к сожалению , остается еще и сегодня немало педагогов, пытающихся новое со держ ание образования, новые программы внедрять в жизнь старыми, рутинными ме тодами, рассчитанными только на механи ческое запоминание и логику. И вот возни каю т разговоры о «непереносимой нагрузке в школе», о «заумных программах», с кото рыми дети не справляются, возникают тре бования «вернуться назад». Но вернуться на зад можно только вопреки диалектике и требованиям жизни, которая все накапливает и усложняет информацию. Значит, выход не в том, чтоб «вернуться назад» в содерж а нии учебников и всего учебного процесса, а в том, чтоб идти вперед в совершенство вании методов, средств обучения и воспи тания. ...В далекой сибирской деревуш ке К рас ные Камешки, скрытой хвойными борами Сузунского района Новосибирской области, живет и преподает в малокомплектной шко ле учительница Таисия Прокопьевна Кома рова. Еще до широкого внедрения новых программ она повторила в своей сельской школе эксперименты, поставленные Акаде мией педагогических наук СССР, и получила результаты, заставившие учителей всей страны пристально изучать опыт школы в Красных Камешках. Дело было не только в том, что дети усваивали программу, новые понятия быстро и просто, нет, главное —■ у них формировался творческий, поисковый подход к знаниям. Педагогическое творчество самой Таисии Прокопьевны отмечено Золотой звездой Ге роя труда, опыт ее широко описан и изуча ется, в нем много новых, интересных про блем и способов их решения. Но мало кто обращает внимание на особое стремление и умение Комаровой развить воображение ре бенка. Д етство в этой школе не остается на ули це за школьным порогом: игра, фантазия, воображаемые ситуации—полноправные хо зяева в классе и при изучении множеств, и на рисовании, и при сочинении рассказов. ...Отчаявшиеся родители привели к Таи сии Прокопьевне девочку, которая была при знана неспособной к обучению в обычной школе. Год проходила она в первый класс и не знала «ни букв, ни цифр». «Ничего не соображ ает», -— развела руками предыду щ ая учительница. Таисия Прокопьевна ввела в классную комнату упирающуюся девочку и начала с нею игру, к которой весь класс уже был спе циально подготовлен учительницей. Игрой дл я девочки был каждый день и каждый урок. Приведенная в школу едва ли не си лой, она через некоторое время ни на шаг не отходила от учительницы, не ж елая рас ставаться с нею даж е на несколько часов. Через два года девочка догнала своих свер стников, а при «выпуске» из начальной шко лы все забыли о ее «несообразительности»: широкий творческий диапазон девочки по могал ей быстро ориентироваться в любом вопросе и найти неожиданное решение, к ко торому не приближались дети с более вы соким интеллектом, но узким, не динамич ным воображением. Если бы этот случай был нетипичным! Но психологи замечают, что творчески одарен ные дети часто в ш колах оцениваются как неинициативные, неактивные: они не выска зы ваю т своих идей, боясь быть осмеянными или просто непонятыми. Известно, что, когда гениальный матем а тик Эварист Галуа, чье имя окружено и по сей день легендами, был наиболее увлечен своим творчеством, профессора характери зовали его как замкнутого, самонадеянного, с ничтожными способностями. Один за дру гим проваливал он экзамены, в том числе и по математике. В ночь накануне дуэли и ги бели Галуа изложил теорему, использовать которую сумели лишь через 25 лет, когда математическое мышление стало достаточно развитым. ...А вот «дело» сегодняшнего дня: на ро дительском собрании классный руководи тель объявляет: — Терпения моего больше с эти.м типом не хватает. Бандит, хулиган, соседей под жег... Выкрасился вызывающе. Родительский комитет начал оформлять документы на «малолетнего правонарушите ля». Зашли в квартиру... Комната, где жил мальчик с отцом, би ла загромождена каки ми-то моторчиками, Действующими моделя ми, всевозможными склянками... Словом, ал химическая лаборатория... А сам юный «ал химик» неразговорчив, замкнут, не хочет вступать в контакт ни с кем. Но постепенно проясняется суть «преступлений». На воло сах своих пробовал изобретенный им препа рат, который если и ,не способен сделать че ловека невидимкой, ,то уж «обесцветить мо ж ет на сто процентов»... Какие картины пе реж ивал он в своем воображении, какие сны ему снились ® это время, какие грандиозные рож дались планы-мечты... Ничего этого ни отец, ни учитель зн ать не хотели! «Пустая фантазия!» Второе «преступление» — поджог — это тоже был опыт: с нафталином. Удивительно: белая-белая небольшая таблетка нафталина в целлофановом конвертике вдруг громад ным черным облаком поднялась в воздух и рассеялась по стенам, потолку, посуде, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2