Сибирские огни, 1974, №8

...Выставка «Прибор» в Новосибирском Академгородке всегда поражает остроуми­ ем ученых-изобретателей. Но, пожалуй, больше всего удивляет, что рядом с лазера­ ми, с компьютерами и прочими чудесами «взрослой» технической мысли непременно демонстрируются изобретения детей, скон­ струированные в клубе юных техников (КЮТ). Клуб работает долгие годы, многие быв­ шие воспитанники его уже стали професси­ ональными исследователями и изобретателя­ ми. Своеобразной отборочной олимпиадой служит здесь... конкурс фантазеров. Умные и наблюдательные руководители клуба усмотрели в детском воображении главную побудительную силу творчества. И вот рож ­ даются фантастические рассказы , фантасти­ ческие проекты и .модели, созданные неожи­ данными средствами. Раз в год и Новосибирская областная кар­ тинная галерея отдается в распоряж ение де­ тей: здесь демонстрируется творчество юных сибиряков. Космонавты и несуществующие животные, Буратино немыслимого цвета и пляска веселых человечков, похожих на ме­ таллические конструкции... Все цвета радуги, все темпераменты, ха­ рактеры представлены так ярко, необычно, самобытно, что взрослому художнику оста­ ется только сожалеть об утраченной спо­ собности видеть мир изумленными глазами. Дети, как правило, соединяют в единое це­ лое «е только малосоединимые штрихи ре­ ального мира, но и ассоциации, вымысел, об­ разы своего внутреннего мира. «Манфред», «Фауст», «Божественная ко­ медия» потрясают читателя взаимодействи­ ем образов литературных и психологиче­ ских, реальных и фантастических. В семнад­ цатой песне «Чистилища» Данте вводит нас в творческую лабораторию, а вернее, в экс­ периментальный цех воображения, вскрывая его роль, возможности, границы... Мы удивляемся титанической силе, неожиданно­ сти, беспредельности воображения гениаль­ ного поэта. А эту же способность у ребенка мы считаем явлением в лучшем случае не­ примечательным, а иногда и вредным. Как часто рассказ ребенка, расцвеченный вол­ шебными красками воображения, обрывает недружелюбная реплика «трезвого» настав­ ника: «Хватит сочинять-то!» Другим вариантом является оценка — «это абракадабра». Так назвала воспита­ тельница детского сада творчество мальчи­ ка, нарисовавшего встречу Ивана-царевича и Горя-горького на Луне. А ведь здесь вза­ имодействие трех образов из разных плоско­ стей: сказочного, психологического и реаль­ ного. С большим основанием воспитательни­ ца могла бы назвать замысел ребенка та­ лантливым. Малыша «подвела» техника ри­ сунка, а воспитательницу — педагогическая неграмотность. Разве важны «сходство» и техника письма в детском рисунке? Д а нет же — вся прелесть в особенностях детского воображения! Вспомним картины Петрова-Водкина и судьбу этого художника. Все необычно в его полотнах: приемы и средства его поэти­ ческих и философских обобщений, смеще­ ние привычных масштабов и пропорций, ему одному присущий пейзажный фон — пло­ ский или «планетарный»... Творчества ху­ дожника долго не понимали, только в се­ редине шестидесятых годов была извлечена и.з запасников его картина «Смерть комисса­ ра» — одно из лучших произведений, по­ священных Октябрьской революции. Сейчас картины художника широко представлены в музеях страны, и зд а­ тельства разных стран включают его работы в альбомы шедевров мировой живописи, он нашел своих ценителей в самых широких массах. Критика при­ знала, что «Смерть комиссара» воссоз­ дает сокрО'Венные черты духовной атмо­ сферы .революции. Необычная эта картина рождает и необычные ощущения: видишь не только пригорок переднего плана, где смертельно ранен комиссар, но, вглядыва­ ясь пристальнее, видишь, как решительный бой разгорается на всей земле русской, во всем мире, который сферически открывает­ ся на картине, словно на экране стереокино. А ведь эта удивительная сферичность, «пла- нетарность» пришла к художнику из обра­ зов его детского воображения. В книге «Пространство Эвклида» Петров-Водкин вспоминает, как в детстве, гуляя ио холмам, он, резко бросившись на траву, вдруг «уви­ дел землю, как планету... я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертыпарием не­ бесного свода. Н еожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня...» Уже раннее творчество детей позволяет говорить о психологических особенностях их воображения. В творчестве взрослых больше присутствуют мышление, критиче­ ский анализ, .у детей ж е творческий процесс почти целиком — плод воображения. Взрослые с большим совершенством опе­ рируют средствами, разумеется, здесь речь идет уж е о навыках, о техническом совер­ шенстве, приходящем с годами специализа­ ции. Но в некоторых отраслях творчества, «забытых» взрослыми, дети показывают преимущество. Творческому акту ребенка помогают чисто детские особенности: у ре­ бенка чрезвычайно активны .различные фор­ мы восприятия — слуховое, зрительное, двигательное. Все они участвуют в творче­ стве. Игры детей, как и рисунки, сочетают р е­ альное и воображ аемое очень легко. Но чем больше в них реального, тем меньше потреб­ ность в воображении. Так же, как у взрос­ лых: чем больше информации, тем меньше доля воображения. Об этом всегда надо помнить и оставлять в любой детской деятельности место воображению , творче­ ству. К ак живо, ярко переживаю т дети вообра­ ж аемые ситуации, к ак образно рассказы ва­ ют о них! Иногда они и сами верят, что «все это правда», иногда сознательно сочи­ няют. Если ребенок, лож ась спать, прячется под стол и уверяет, убедительно, с подроб­ ностями, что в кровати его спит... собака и поэтому лечь в постель невозможно, стоит ли «квалифицировать» это как ложь и сер­ диться? Не лучше ли вспомнить Дон-Кихо­ та и барона Мюнхаузена, Тартарена из Та-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2