Сибирские огни, 1974, №8
...Выставка «Прибор» в Новосибирском Академгородке всегда поражает остроуми ем ученых-изобретателей. Но, пожалуй, больше всего удивляет, что рядом с лазера ми, с компьютерами и прочими чудесами «взрослой» технической мысли непременно демонстрируются изобретения детей, скон струированные в клубе юных техников (КЮТ). Клуб работает долгие годы, многие быв шие воспитанники его уже стали професси ональными исследователями и изобретателя ми. Своеобразной отборочной олимпиадой служит здесь... конкурс фантазеров. Умные и наблюдательные руководители клуба усмотрели в детском воображении главную побудительную силу творчества. И вот рож даются фантастические рассказы , фантасти ческие проекты и .модели, созданные неожи данными средствами. Раз в год и Новосибирская областная кар тинная галерея отдается в распоряж ение де тей: здесь демонстрируется творчество юных сибиряков. Космонавты и несуществующие животные, Буратино немыслимого цвета и пляска веселых человечков, похожих на ме таллические конструкции... Все цвета радуги, все темпераменты, ха рактеры представлены так ярко, необычно, самобытно, что взрослому художнику оста ется только сожалеть об утраченной спо собности видеть мир изумленными глазами. Дети, как правило, соединяют в единое це лое «е только малосоединимые штрихи ре ального мира, но и ассоциации, вымысел, об разы своего внутреннего мира. «Манфред», «Фауст», «Божественная ко медия» потрясают читателя взаимодействи ем образов литературных и психологиче ских, реальных и фантастических. В семнад цатой песне «Чистилища» Данте вводит нас в творческую лабораторию, а вернее, в экс периментальный цех воображения, вскрывая его роль, возможности, границы... Мы удивляемся титанической силе, неожиданно сти, беспредельности воображения гениаль ного поэта. А эту же способность у ребенка мы считаем явлением в лучшем случае не примечательным, а иногда и вредным. Как часто рассказ ребенка, расцвеченный вол шебными красками воображения, обрывает недружелюбная реплика «трезвого» настав ника: «Хватит сочинять-то!» Другим вариантом является оценка — «это абракадабра». Так назвала воспита тельница детского сада творчество мальчи ка, нарисовавшего встречу Ивана-царевича и Горя-горького на Луне. А ведь здесь вза имодействие трех образов из разных плоско стей: сказочного, психологического и реаль ного. С большим основанием воспитательни ца могла бы назвать замысел ребенка та лантливым. Малыша «подвела» техника ри сунка, а воспитательницу — педагогическая неграмотность. Разве важны «сходство» и техника письма в детском рисунке? Д а нет же — вся прелесть в особенностях детского воображения! Вспомним картины Петрова-Водкина и судьбу этого художника. Все необычно в его полотнах: приемы и средства его поэти ческих и философских обобщений, смеще ние привычных масштабов и пропорций, ему одному присущий пейзажный фон — пло ский или «планетарный»... Творчества ху дожника долго не понимали, только в се редине шестидесятых годов была извлечена и.з запасников его картина «Смерть комисса ра» — одно из лучших произведений, по священных Октябрьской революции. Сейчас картины художника широко представлены в музеях страны, и зд а тельства разных стран включают его работы в альбомы шедевров мировой живописи, он нашел своих ценителей в самых широких массах. Критика при знала, что «Смерть комиссара» воссоз дает сокрО'Венные черты духовной атмо сферы .революции. Необычная эта картина рождает и необычные ощущения: видишь не только пригорок переднего плана, где смертельно ранен комиссар, но, вглядыва ясь пристальнее, видишь, как решительный бой разгорается на всей земле русской, во всем мире, который сферически открывает ся на картине, словно на экране стереокино. А ведь эта удивительная сферичность, «пла- нетарность» пришла к художнику из обра зов его детского воображения. В книге «Пространство Эвклида» Петров-Водкин вспоминает, как в детстве, гуляя ио холмам, он, резко бросившись на траву, вдруг «уви дел землю, как планету... я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертыпарием не бесного свода. Н еожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня...» Уже раннее творчество детей позволяет говорить о психологических особенностях их воображения. В творчестве взрослых больше присутствуют мышление, критиче ский анализ, .у детей ж е творческий процесс почти целиком — плод воображения. Взрослые с большим совершенством опе рируют средствами, разумеется, здесь речь идет уж е о навыках, о техническом совер шенстве, приходящем с годами специализа ции. Но в некоторых отраслях творчества, «забытых» взрослыми, дети показывают преимущество. Творческому акту ребенка помогают чисто детские особенности: у ре бенка чрезвычайно активны .различные фор мы восприятия — слуховое, зрительное, двигательное. Все они участвуют в творче стве. Игры детей, как и рисунки, сочетают р е альное и воображ аемое очень легко. Но чем больше в них реального, тем меньше потреб ность в воображении. Так же, как у взрос лых: чем больше информации, тем меньше доля воображения. Об этом всегда надо помнить и оставлять в любой детской деятельности место воображению , творче ству. К ак живо, ярко переживаю т дети вообра ж аемые ситуации, к ак образно рассказы ва ют о них! Иногда они и сами верят, что «все это правда», иногда сознательно сочи няют. Если ребенок, лож ась спать, прячется под стол и уверяет, убедительно, с подроб ностями, что в кровати его спит... собака и поэтому лечь в постель невозможно, стоит ли «квалифицировать» это как ложь и сер диться? Не лучше ли вспомнить Дон-Кихо та и барона Мюнхаузена, Тартарена из Та-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2