Сибирские огни, 1974, №8

писал: трудно было ему перенести на бума­ гу то, что происходило с .ним в жизни. Но тут его снова, как было уже не раз, выручила кошка. Сережа посмотрел на нее... и сочинение, а вернее, исповедь — «Моя комната глаза­ ми кошки»... началась. В тот вечер дома радовались: родители узнали о своем сыне больше, чем за годы совместной жизни, увидели, как дар вообра­ жения превращал их мальчика в поэта. Л через несколько дней он .принес домой двойку: за «нераскрытую тему», невыпол­ ненное задание. Директор школы поддерж ал учительницу, усмотрев в сочинении лишь «пустую, бессо­ держательную фантазию». Хотя директор еше и не столетний, наш современник, чело­ век из века фантастических открытий. Узнаёте его? Д а ему ж е многие века! И з­ древле он ополчался на мечтателей и фанта­ зеров, усматривал в них начало опасных пе­ ремен... «Как это — глазами кошки?! Что за чушь!» Вы видите, как за спиной директора воз­ никает знакомая фигура Алексея Александ­ ровича Каренина и скупо-утвердительно ки­ вает головой. Каренин :ведь считает «спо­ собность переноситься мыслью и .чувством в другое существо» не менее как «вредным и опасным фантазерством», глубоко против­ ным его консервативному уму. Но представим, что в эту классную комна­ ту входит другой образ, созданный Львом Николаевичем Толстым, безудержная фан­ тазерка Н аташ а,— входит и рассказывает той же учительнице о своих знакомых — Борисе Друбецком и Пьере: «Он узкий такой, как часы столовые... Вы не понимаете? Узкий, знаете, светлый», «Бе- зухов — тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный. Он славный, темно­ синий с красным, как вам растолковать...» Каков был бы результат такого собеседо­ вания? Насмешка, а может, д аж е наказа­ ние? Во всяком случае — глухое непонима­ ние «пустого мечтательст.ва». Хотя на уроке литературы эта ж е .учитель­ ница читает ребятам «Детство» Толстого: «Я убежден в том, ч.то если мне суждено прожить до глубокой старости... я стариком семидесяти лет буду точно так же невоз­ можно ребячески мечтать, как и теперь...» Опыт зубрежки давно скомпрометировал себя. Сегодняшний уровень науки, искусст­ ва, производства требует, чтобы школа го­ товила исследователей, изобретателей, нена­ сытных «.почемучек». Но «почемучки» .реде­ ют от класса к классу. Не потому, что стар­ шеклассники «■все знают», а потому, что под влиянием взрослых начинают стыдиться «не­ лепости» своего воображения. Многочисленные эксперименты психологов установили, что любые проблемы наиболее оригинально, творчески, решают те дети, чье воображение развивалось при одобре­ нии, поддержке, внимании взрослы х.' Наиболее прогрессивные методы обучения рассчитаны .на меньшее обращение к памя­ ти, а на большее — к мышлению, эмоциям, воображению (не случайно на факультати­ вах «НОТ школьника» популярна памятка, составленная педагогами новосибирской школы № 159 «Как развить воображение». А среди молодых исследователей очень рас­ пространено увлечение тестами на интеллект и творческие способности, видимо потому, что тесты эти, не являясь объективным кри­ терием, позволяют все же тренировать, сти­ мулировать воображение и способность об­ разовывать связи и ассоциации). Уже в 6—7 классе можно подметить, как бледнеет, сужается воображение некоторых детей, а значит, и восприятие. «...Потом мы пошли в картинную галерею. Там было тихо и пусто. На стенах висело много картин, но они нам не понравились: какая-то непонятная мазня»,— пишут сель­ ские восьмиклассники о полотнах Рериха. Новая программа по геометрии в 6-х классах детям с хорошей памятью, но бед­ ным воображением оказалась не под силу. Наблюдения врачей и педагогов показы­ вают, что школьники с бедным воображе­ нием не получали от взрослых поддержки в своих ипрах, фантазиях, выдумках. Их обра­ зы высмеивали, их идеи критиковали («Как это кошка может думать? Д а еще о твоей комнате?!»). Утрата эта невосполнима: ограниченная любознательность и ограниченное воображе­ ние формируют только ограниченных людей. Особой симпатии, уваж ения заслуж ива­ ют дети, задающие бесчисленные, пусть не­ лепые с точки зрения взрослого, вопросы: велика цена этому исследовательскому лю­ бопытству, которое отраж ает сложнейшие манипуляции воображения, необычную его комбинаторику. Почему так много внимания этой способ­ ности человека уделяют сейчас психологи? Д а .потому, что она наименее исследована (наименее доступна эксперименту и наблю­ дению ), так же, как и наиболее продуктивна. Оказывается, от особенностей воображе­ ния зависят поведение и деятельность чело­ века, его сон и здоровье, его активность и адаптационные способности, строй его чувств и система его духовных ценностей. И, воз­ действуя на воображение, создавая в нем личностные установки, образы, «стереоти­ пы», общество формирует человека. Что же такое воображение? Единого опре­ деления до сих пор не существует. Одни ис­ следователи классифицируют эту субъектив­ ную способность человека ощущать, отра­ жать, воссоздавать картину .мира по орга­ нам чувств: зрительное, слуховое, обоня­ тельное и т. д. воображение. Другие — по задачам, что стоят перед воображением. Третьи — по целям, подразделяя воображ е­ ние .на активное и пассивное. И это наибо­ лее интересная точка зрения: она объясняет участие воображения и в творчестве, и в сновидениях, и в поведении, и в восприятии человека. Воображение Маяковского, Пикассо, Сер­ гея Прокофьева, Норберта Винера — это нетрадиционность, способность комбиниро­ вать элементы реальности самым .неожидан­ ным образом. Поэтому и трудно бывает вос­ принять это новое всем, кто находится в плену прямых аналогий и формальной ло­ гики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2