Сибирские огни, 1974, №8
писал: трудно было ему перенести на бума гу то, что происходило с .ним в жизни. Но тут его снова, как было уже не раз, выручила кошка. Сережа посмотрел на нее... и сочинение, а вернее, исповедь — «Моя комната глаза ми кошки»... началась. В тот вечер дома радовались: родители узнали о своем сыне больше, чем за годы совместной жизни, увидели, как дар вообра жения превращал их мальчика в поэта. Л через несколько дней он .принес домой двойку: за «нераскрытую тему», невыпол ненное задание. Директор школы поддерж ал учительницу, усмотрев в сочинении лишь «пустую, бессо держательную фантазию». Хотя директор еше и не столетний, наш современник, чело век из века фантастических открытий. Узнаёте его? Д а ему ж е многие века! И з древле он ополчался на мечтателей и фанта зеров, усматривал в них начало опасных пе ремен... «Как это — глазами кошки?! Что за чушь!» Вы видите, как за спиной директора воз никает знакомая фигура Алексея Александ ровича Каренина и скупо-утвердительно ки вает головой. Каренин :ведь считает «спо собность переноситься мыслью и .чувством в другое существо» не менее как «вредным и опасным фантазерством», глубоко против ным его консервативному уму. Но представим, что в эту классную комна ту входит другой образ, созданный Львом Николаевичем Толстым, безудержная фан тазерка Н аташ а,— входит и рассказывает той же учительнице о своих знакомых — Борисе Друбецком и Пьере: «Он узкий такой, как часы столовые... Вы не понимаете? Узкий, знаете, светлый», «Бе- зухов — тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать...» Каков был бы результат такого собеседо вания? Насмешка, а может, д аж е наказа ние? Во всяком случае — глухое непонима ние «пустого мечтательст.ва». Хотя на уроке литературы эта ж е .учитель ница читает ребятам «Детство» Толстого: «Я убежден в том, ч.то если мне суждено прожить до глубокой старости... я стариком семидесяти лет буду точно так же невоз можно ребячески мечтать, как и теперь...» Опыт зубрежки давно скомпрометировал себя. Сегодняшний уровень науки, искусст ва, производства требует, чтобы школа го товила исследователей, изобретателей, нена сытных «.почемучек». Но «почемучки» .реде ют от класса к классу. Не потому, что стар шеклассники «■все знают», а потому, что под влиянием взрослых начинают стыдиться «не лепости» своего воображения. Многочисленные эксперименты психологов установили, что любые проблемы наиболее оригинально, творчески, решают те дети, чье воображение развивалось при одобре нии, поддержке, внимании взрослы х.' Наиболее прогрессивные методы обучения рассчитаны .на меньшее обращение к памя ти, а на большее — к мышлению, эмоциям, воображению (не случайно на факультати вах «НОТ школьника» популярна памятка, составленная педагогами новосибирской школы № 159 «Как развить воображение». А среди молодых исследователей очень рас пространено увлечение тестами на интеллект и творческие способности, видимо потому, что тесты эти, не являясь объективным кри терием, позволяют все же тренировать, сти мулировать воображение и способность об разовывать связи и ассоциации). Уже в 6—7 классе можно подметить, как бледнеет, сужается воображение некоторых детей, а значит, и восприятие. «...Потом мы пошли в картинную галерею. Там было тихо и пусто. На стенах висело много картин, но они нам не понравились: какая-то непонятная мазня»,— пишут сель ские восьмиклассники о полотнах Рериха. Новая программа по геометрии в 6-х классах детям с хорошей памятью, но бед ным воображением оказалась не под силу. Наблюдения врачей и педагогов показы вают, что школьники с бедным воображе нием не получали от взрослых поддержки в своих ипрах, фантазиях, выдумках. Их обра зы высмеивали, их идеи критиковали («Как это кошка может думать? Д а еще о твоей комнате?!»). Утрата эта невосполнима: ограниченная любознательность и ограниченное воображе ние формируют только ограниченных людей. Особой симпатии, уваж ения заслуж ива ют дети, задающие бесчисленные, пусть не лепые с точки зрения взрослого, вопросы: велика цена этому исследовательскому лю бопытству, которое отраж ает сложнейшие манипуляции воображения, необычную его комбинаторику. Почему так много внимания этой способ ности человека уделяют сейчас психологи? Д а .потому, что она наименее исследована (наименее доступна эксперименту и наблю дению ), так же, как и наиболее продуктивна. Оказывается, от особенностей воображе ния зависят поведение и деятельность чело века, его сон и здоровье, его активность и адаптационные способности, строй его чувств и система его духовных ценностей. И, воз действуя на воображение, создавая в нем личностные установки, образы, «стереоти пы», общество формирует человека. Что же такое воображение? Единого опре деления до сих пор не существует. Одни ис следователи классифицируют эту субъектив ную способность человека ощущать, отра жать, воссоздавать картину .мира по орга нам чувств: зрительное, слуховое, обоня тельное и т. д. воображение. Другие — по задачам, что стоят перед воображением. Третьи — по целям, подразделяя воображ е ние .на активное и пассивное. И это наибо лее интересная точка зрения: она объясняет участие воображения и в творчестве, и в сновидениях, и в поведении, и в восприятии человека. Воображение Маяковского, Пикассо, Сер гея Прокофьева, Норберта Винера — это нетрадиционность, способность комбиниро вать элементы реальности самым .неожидан ным образом. Поэтому и трудно бывает вос принять это новое всем, кто находится в плену прямых аналогий и формальной ло гики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2