Сибирские огни, 1974, №8

Галина Фролова ЗАМЕТКИ О ВОСПИТАНИИ За что казнен был Д ж ор дан о Бруно? З а что Циолковский был объявлен чудаком? За что встретили балет Прокофьева «Ромео и Дж ульетта» эпиграммой: Нет повести печальнее на свете. Чем м узы ка П рокоф ьева в балете. И за что третьеклассник С ереж а принес «двойку» в тетради с сочинением без оши­ бок? ...В глухую ночь невеж ества Дж ордано Бруно бросил мысль-молнию о том, что все­ ленная не имеет предела и края, она без- меона и бесконечна. Циолковский, опередив время, утверж дал, что человечество непременно покорит все­ ленную, достигнет звезд и расселится на других планетах. Это были догадки-подвиги, которыми изо­ билует история человеческого творчества: один великий человек, Нильс Бор, «вообра­ зил» структуру атома, увидел никем не предугаданные связи; второй — Эйнштейн — «догадался» об относительности высших ви­ дов движения; третий — Скрябин — счел возможным синхронизировать музыку и цвет... Дарвин, Пикассо, М аяковский, Мей­ ерхольд, Норберт Винер... Вся жизнь этих людей — отрицание понятия «само собой р а ­ зумеется», война с той философией, по ко­ торой «этого не может быть, потому что это­ го не может быть никогда». Это — битва титанов духа, несущих дремлющему в сумерках миру пламя П ром е­ тея. Восстание против логики «здравого смысла». А .начало? А зерно, первый росток? Где они, породившие этот могучий дух? Д авай те прислушаемся к голосам, кото­ рые история сохранила вечно живыми. ...Двадцаты е годы. «Россия .во мгле»,— пишет Уэллс. «Несбыточным фантомом» объ­ являет оппозиция обывателей электрифика­ цию России и коллективное земледелие. И в этой обстановке Ленин на X съезде пар­ тии говорит посланцам голодных, .разрушен­ ных губерний, что невозможно было в т а ­ кой стране начать социалистическую рево­ люцию без ф антазеров. ...Прислуш аемся к признанию Бетховена: «Он всходит и растет, я виж у и слышу об­ раз во всем его протяж ении, предстоящим, как в слитке, перед моим духом». ...Циолковского: «Исполнению предш ест­ вует мысль, точному расчету — ф антазия». О глянемся еще дальш е назад, чтобы з а ­ дум аться над словами П исарева: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать... тогда я решительно не могу пред­ ставить, к ак ая побудительная сила за ст а в л я ­ ла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни?» ...Д а, но п.ри чем ж е здесь третьеклассник С ереж а, с которого начался наш разговор? К ак и весь класс, С ереж а получил задание написать сочинение «Моя комната». Он взял тетрадку, ручку, взглянул на белый лист, и... опустил .руки. Д ело в том, что С ереж а был... мечтатель. Солнечные блики на стенах, морозная мозаика окон, узоры обоев — С е­ р е л о все видел Фо-своему и все вовлекал в свои игры. Вечерами, в полудреме, р а згл я ­ ды вал он гобелен на стене, и фигурки на нем ож ивали, звенели колокольчики, п леска­ лась у самы х глаз зелен оватая прохладная вода. Явь и сон, реальность и вымысел ме­ ш ались в сказку, где исполнялись ж елания, разреш ались конфликты . К омната по его во­ ле превращ алась то в космический корабль, то в палатку геологов, то в тачанку с пуле­ метом, а то и в зам ок снежной королевы. Верным другом Сережи была кошка, ко­ торая сопровож дала его во всех его путе­ ш ествиях, приключениях, сказках. Вот поэтому, просидев над белым листом бумаги больше часа, С ереж а ничего не на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2