Сибирские огни, 1974, №8
ет по поручению уездного бюро РКП (б) на собраниях. Не помню точно, но, каж ется, не ранее февраля 1920 года «Союз военноувечных во инов» был распущен и контора закрыта. Я остался без работы, встал .на учет биржи труда. Безработных в ту пору было .много. Бурж уев заставляли очищать от снега тропуа.ры городских улиц. В длиннополых шубах, непривычные к труду, они являли собою ж алкое зрелище. Стало известно, что перед бегством белые расстреляли за городской бойней группу рабочих-коммунистов. Яму вскрыли, тела подняли, а затем двенадцать гробов, оби тых красной материей и парчой, были уста новлены в фойе городского театра. Я видел, как похороны ж ертв белогвардейских пал а чей вылились в необычайную массовую д е монстрацию. От театра по Большой улице гробы .несли на руках. Человек ш естнадцать священников, облаченных в богатые .ризы, с кадилами в руках, сопровождали скорбную процессию. Толпы горожа-н вперемешку с красноармейцами шли по улице. Пел архи ерейский хо,р, слыш ались революционные пе сни: «Вы жертвою пали в борьбе роковой...» Церковный и новый гражданский обряд по хорон смешались. Известно, что абсолютное большинство сибирского духовенства верой и правдой служ ило Колчаку. Но п о д .н аж и мом красного ком андования бийские попы вынуждены были проводить в последний путь погибших .рабочих. Похоронная процессия свернула на Барнаульскую улицу и по изво зу поднялась на городское кладбищ е. Я с толпой прошел почти до Заводской улицы... Как я уже говорил, при Колчаке не работа ли ни кино, ни театр, действовал только цирк — деревянное строение, сколоченное из досок, напоминало большой сарай. Не сколько акробатических номеров: «Паночка Раапо на лош ади» (так звали девочку-на- ездницу), 'непременные клоуны, фокусник, романсы под гитару — вот и вся цирковая программа. Каким-то образом в Бийске ока залось несколько пар борцов. Среди них вы делялся Яша Черный. Т ак его, видимо, на звали из-за черной бороды. П о очереди ар тисты-атлеты устраивали свои бенефисы. Настала очередь и Яши Черного. На сцене было разы грано такое представление: в цент- реарены вырыли яму, рядам поставили на спех сколоченный проб, положили туда Яшу Черного, опустили на .веревках с оставлен ными наруж у концами, забросали землей и объявили, что борец пролежит в могиле тридцать минут. Перед тем, как опустить фоб, попросили представителя от публики осмотреть то и другое. Я заметил, что у го ловы могилы стал один из артистов, в руке У«его был шнурок или трубочка, при помо щи чего он и общ ался с Яшей. Прошло ми нут двадцать. Публика, набивш аяся в цирк До отказа, неистовствовала, требуя вскрыть могилу Яши Черного. Д ве пары борцов в зя лись за лопаты, затем за концы веревок фоб подняли, сняли крышку... Яша выско чил из гроба и, ослепленный ярким светом, Дико озирался под гром аплодисментов... Утром по городу был расклеен декрет Совнаркома РСФ С Р о ликвидации колчаков ских денежных знаков без обмена... Яшу Черного ж алели: пропал такой небывалый сбор. Через дом от харчевки, где прож ивал я, жили беженцы — мать и сын, жили на пра вах квартирантов. М ать — на деревянной ноге, напоминала мне бабу-ягу. Сын ее, года на три старш е меня, Стасик был разбитным парнем, веселого и д аж е сатирического скл а да. Говорил он как-то нараспев. Мы с ним прослышали, что коммунистам даю т оружие, и решили записаться в партию. Пошли в уездное бюро РКП (б), находившееся в то время в доме Сычевых у берега Бии. Там нас приняла пож илая женщина. Расспро сила, кто .мы и откуда. С казала, что в пар тию принимают только по рекомендации. Вернулись мы разочарованны е. Знай тогда, что 15 марта 1920 года в Бийске состоялось первое организационное собрание Союза молодежи, положивш ее начало организации других комсомольских ячеек, мы бы со С та сиком непременно были там. Походив без толку на бирж у труда, я ре шил вернуться в деревню. Сказано — сде лано. В полуоткрытом товарном вагоне я д о ехал до станции Больш ая Речка, а там—.ру кой подать—двадцать верст до Новоеловки. Их я отмерял на своих двоих и в конце марта 1920 года был дома. В деревне уж е произошли большие пере мены. В бывшем поповском до.ме открыли школу. Первым учителем и заведующим был Петр Александрович Августов, присланный уездным отделом народного образования. В то время ему было лет сорок пять. Средне го роста, рыжебородый, с синими мутнова тыми глазам и, он говорил чуть в нос, не много окая. Петр Александрович был вол жанин. С ним — ж ена, похож ая на цыган ку, двое детей: Серафима — лет семнад цати и Володя — пятнадцати. Ж и ла семья учителя тут ж е в школе в угловой комнате, где раньш е была спальня. Учитель возглавил культурно-просвети тельное общество. Подобные общества соз давались повсюду. В их задачу входило про ведение бесед, лекций, организация .кружков — драматических и хоровых. После непро глядной колчаковской ночи деревня потяну лась к свету и знанию. Учитель вовлек в работу -общества преж де всего беженцев, людей азбучно грам от ных. Церковный хор был превращ ен в хор общественный. В школе была вырублена стена, .разделяющая зал и гостиную. В зал е можно было разм естить за партами человек 30—40. Днем Патр Александрович учил д е тей, а вечером — взрослых. Работал д р ам круж ок, в основном из молодежи. По воскресеньям ,на крохотной сценке, ос вещенной коптилками, играли спектакли. Мои сестры Л ена и Н астя и их подруга уже активно участвовали и в хоре, и в д р ам кружке. С учителем я познакомился на второй день .после .возвращения в село. О.н мне по нравился. Одет просто: .косоворотка подпоя сана самодельным пояском, брюки зап рав лены в сапоги, говорит без тени покрови тельства, как равный с равным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2