Сибирские огни, 1974, №7
работ, в том числе «О крепостном состоянии земледельцев в России», «О коммунизме и социализме», где доказывал, в отличие от других де- кабристов-теоретиков, что, уничтожая крепостное право, необходимо освобождать крестьян с землей, иначе всякий разговор об освобожде нии — обман. Сочинения Фонвизина, с одной стороны, доказывают, что гоДы, проведенные в студеной Сибири, не охладили его мятежного либе рализма, что он ни на шаг не отступил от того, чему присягал, вступая в тайное общество, с другой стороны, в них проступила оборотная сто рона дворянского либерализма, не способного понять и оценить гряду щий социализм. Некая предвзятость к новым революционерам, поднимающимся им вслед, овладевала многими из декабристов. Интересно, что и здесь сыграли свою роль в преодолении рокового барьера их жены. Процесс разрушения неприязни этой очень хорошо описан Наталь ей Дмитриевной в тайком пересланном Ивану Александровичу письме 18 мая 1850 года: «Пишу вам с верною оказиею, друг мой братец, а потому могу обо всем откровенно беседовать... ...Недавно случилось мне сойтись со многими страдальцами, совер шенно как бы чуждыми мне по духу и убеждениям моим сердечным. Признаюсь, что я даже не искала с ними сближения. Другие из наших и Michel приняли деятельное участие в их бедствиях. Снабдили всем нужным — и сношения сначала только этим и ограничивались. Между тем, они были предубеждены против всех нас и не хотели даже прини мать от нас помощи, многие, лишенные всего, считали несчастьем быть нам обязанными. Социализм, коммунизм, фурьеризм были совершенно новым явлением для прежних либералов, и они дико как-то смотрели на новые жертвы новых идей. Между тем говорили о доставлении денег главному из них, Петрашевскому, который содержался всех строже — доступ ко всем к ним был чрезвычайно труден. Я слушала все это рав нодушно, даже, признаюсь, удивлялась своей холодности — и несколь ко упрекала себя, но как во мне нет ничего хорошего — собственно мо его — то как нищая и успокоилась нищетою своею нравственною — нег де взять и делать нечего — хлопоты и заботы других меня радовали. Обращаются ко мне с вопросом: нельзя ли мне попробовать дойти до бедного узника? Дом наш в двух шагах от острога. Не думавши много, я отвечаю: «Если считают нужным, попробую». Я даже не знала и не предполагала, как это сделать,— возвратясь домой, на меня вдруг на пала такая жалость, такая тоска о несчастном, так живо представилось мне его горькое безотрадное положение, что я решилась подвергнуться всем возможным опасностям, лишь бы дойти до него. Взявши 20 руб. серебром, я отыскала ладонку бисерную с мощей, зашила туда деньги и образок, привязала шнурочек и согласила няню, не говоря никому, на дру гой день идти в острог к обедне и попытаться дойти до узников — так и сделали. У няни в остроге есть ее знакомый — воспитанник Талызина, к которому она иногда ходит. Мы послали арестанта позвать его в цер ковь я посоветовалась с ним.— Смотритель и семейство его были уже в сношении -с нашими по случаю передачи съестных припасов, белья и платья нужного. От начальства беспрерывные повторения строгого надзо- Ра - Отправивши няниного знакомого для разведывания в больницу, где был Петрашев[ский], я молилась и предалась на все изволения божии, са мое желание видеть узников не иначе считая, как его внушением. Нянино го знакомого зовут Кашкадамов— он возвратился, говоря, что можно по пробовать дойти туда под видом милостыни. После обедни, как я запас лась мелкими деньгами,— не подавая виду, я объявила, что желаю раз дать милостыню, и отправилась прямо в больницу. Боже мой, в каком ужасном положении нашла я несчастного! Весь опутан железом, боль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2