Сибирские огни, 1974, №7
у книжной полки 185 умения ладно хозяйствовать. Только через четыре года, в 1928 г., в коммуне начали вести учет рабочего времени. Да, нелегок был путь «Красного хлебороба» от мало мощной коммуны до крепкого, зажиточного колхоза... Редкая книга об истории нашей деревни 20—30-х годов обходится без эпизода о том, как встречала деревня свой первый трактор, который был не просто машиной, облегчающей труд крестьянина, но приме той и' символом новой жизни. Есть подоб ная сцена и в книге В. Гришаева. При всей традиционности и, так сказать, обязатель ности этого сюжета, у В. Гришаева он яв ляется одним из самых живых, интересных и многозначительных эпизодов. Вместе с подъемом экономической жизни происходят важные изменения в быту и культуре колхозников. Много сил прило жили коммунисты ячейки, лйквидируя не грамотность взрослых, обучая детей. Глубоко волнуют страницы, рассказыва ющие о митинге в связи с нападением на СССР фашистской Германии. «Война нико го не обошла стороной, в колхозе не было двора, откуда бы не проводили мужа или отца, сына или брата»:.. Опустел «Красный хлебороб». Военная страда обрушилась на плечи женщин и подростков. Автор пока зывает здесь тот огромный вклад, который внесло колхозное крестьянство Сибири в дело победы над врагам. В 1945-м возвращались солдаты домой, и не было на земле праздника радостнее. «Только вернулись не все. Долго еще, мно гие месяцы и даж е годы после войны нет- нет да замаячит за околицей одинокая жен ская фигура, жадно всматривающаяся в дорогу, идущую от станции в колхоз...» Украшает, на наш взгляд, книгу ее «за селенность» людьми— первостроителями со циалистической деревни и их преемниками. Досадно только то, что рассказы о некото рых из них слишком отрывочны. Непонят но, что стало с ними? Где они? Какова, на пример, дальнейшая судьба председателя коммуны Павла Петровича Ковалева? Ведь даже спустя многие десятилетия люди, знав шие его, говорят: «Хорошим он был орга низатором. Знал сельское хозяйство. Чут ким был к людям. Умел отстоять правду. Очень ценным был человеком». Запоминается образ организатора Ка- рапсельской ячейки РКП (б) М. М. Честко- ва. Много рассказано о В. С. Маковецком, 26 лет бессменно руководившем «Красным хлеборобом». В последний путь его прово жали все сельчане от мала до велика. По хоронили председателя в центре села по его завещанию... В. Гришаев размышляет о серьезных пе ременах в экономической и духовной жизни современного села, о перспективах разви тия колхоза. Успешно осуществляются пла ны превращения центральной усадьбы в агрогородок с коттеджами для колхозни ков, с коммунально-бытовыми услугами на уровне городских стандартов. Производст во переводится на промышленную основу. «То, что сегодня в планах, завтра -р в жиз ни», — с оптимизмом заявляет автор. И все же некоторая скороговорка в заключитель ных страницах книги невольно порождает ощущение как бы решенности всех задач, легкости преодоления всех трудностей. «За чем, например,— спрашивает В. Гришаев,— молодежи ехать куда-то из родного села? Здесь и Дворец культуры, где можно раз влечься и отдохнуть, и Дом быта, где по заказу сошьют модный костюм, а главное — есть по душе работа». Известно, однако, что проблема кадров, миграции молодежи из села в город — одна из труднейших проблем дня — имеет куда более сложную социальную основу, чем та. что предлагается читателю в книге. О том, как преломляются и решаются сложные проблемы в жизни «Красного хлебороба», с какими трудностями сегодня сталкивается прославленный коллектив и как он преодо левает их,— обо всем этом хотелось бы уз нать подробнее, основательнее. Автор поставил перед собой весьма слож ную задачу: дать научно-документирован ную историю в живом и образном вопло щении. Если первая часть задачи решена автором, то вторая — далеко не всегда. Н а ряду с яркими, живыми главами и разде лами в книге есть много страниц, где ре альные картины истории подменяются су хими, напоминающими бухгалтерские, отчетами. Излишне, на наш взгляд, затя нута предыстория «Красного хлебороба», занимающая почти четверть книги. Вряд ли было целесообразно начинать первую главу с обращения к... III тысячелетию до нашей эры. Бесцветно написана глава «В последние годы». Автору не удалось напи сать книгу, что называется, на одном ды хании. Довольно часты в ней и языковые погрешности: «забота над лошадьми» (стр. 132); «в свете анализа состояния и причин отставания сельского хозяйства...» (стр. 159). О лозунге почему-то говорится, что он «стал плотью и кровью каждого» (стр. 121). Надо ли говорить, что книга, рассчитанная на массового читателя, нуж далась в более тщательном редактировании. В целом же история «Красного хлеборо ба» не только подспорье и значительный вклад в создание общей истории советско го крестьянства, но и действенное средство воспитания патриотических чувств, уваже ния и любви к родной земле, к труду на ших отцов и матерей. Ю. МАРЧЕНКО, Ю. ФРОЛОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2