Сибирские огни, 1974, №7
ресурсов страны, <в использовании зарубеж ного опыта горной индустрии. Николай Ми хайлович избороздил почти все горные рай оны Советского Союза, часто бывал в за падноевропейских государствах, первым из советских ученых и хозяйственников по сетил африканские горные разработки. Под робно освещены в книге поездки Н. М. Фе доровского в Среднюю Азию и Южную Африку. Вместе с А. Е. Ферсманам он иссле довал среднеазиатские месторождения вис мута, меди, свинца, других крайне необхо димых стране металлов. Книгу завершает глава «Ученый и поэт». С юности и до последних дней жизни Ни колай Федоровский писал стихи. Уже после его кончины (он умер в 1956 г.) некоторые из них были опубликованы ,в периодической печати и в первой книге о нем. Ряд стихов, связанных с минералогией (Федоровскому принадлежит интересный цикл «минералоги ческих этюдов»), представлен и в рассмат риваемой книге. Она снабжена несколькими фотографиями, ее герой запечатлен с род ными и соратниками, среди которых В. И Вернадский, О. Ю. Шмидт, Г. М. Кржижа новский. С. НОРИЛЬСКИЙ В. Гришаев. Красный хлебороб. История си бирского колхоза. Красноярск, кн. изд., <973. «Наша молодежь, а особенно молодежь крестьянская, то есть большинство молоде жи, совершенно не знает прошлого и по этому недооценивает значение настоящего», писал А. М. Горький («А. М. Горький и создание истории фабрик и заводов». М., 1959, стр. 36). Озабоченностью за сохране ние памяти яароднрй о собственной судьбе была продиктована горьковская идея созда ния «энциклопедии нашего строительства» — истории фабрик и заводов и — наряду с этим — истории деревни. Более сорока лет прошло с тех пор. Однако интерес к сельской истории не толь ко не снижается, но продолжает возрастать с каждым годом. И это понятно: история советского народа немыслима без полно кровной истории крестьянства. Важную роль в исследовании процессов превращения старой деревни в деревню социалистиче скую играют не только монографии и много- томники, но и записанные с позиций стро гого историзма биографии отдельных хо зяйств. Книга В. Гришаева как раз и рассказы вает о судьбе одного такого хозяйства, о почти полувековом пути колхоза «Красный хлебороб» Иланского района Красноярско го края.1 По характеру источников, поло женных в ее основу, книга не совсем обыч на. Кроме большого числа документальных > Г л а в а I к н и г и н а п и с а н а в с о а в то р с тв е с Г. Ф . В ы к о н е й и Л. П. Ш о р о х о в ы м , гл а в ы I I I и IV — с В. П. Б у т о р и н ы м , гл а в а V I I — с В. И. Р а зу м е й . I ■ щ материалов центральных и местных .партий ных и государственных архивов, сведений из периодических изданий, научной литера туры, использованы десятки воспоминаний старожилов и ветеранов — организаторов колхоза, что помогает воссоздать живые картины прошлого, неповторимый колорит времени. Достоверность книге придает и то обстоятельство, что п,ри освещении некото рых сторон современного быта колхозников проводились социологические исследования. Повествование начинается с предыстроил «Красного хлебороба», с дореволюционного прошлого сибирской деревни. Автор знако мит .нас со многими проявлениями «идио тизма деревенской жизни», самодурства чиновников, .нищеты и невежества населе ния. Однако предреволюционная деревня — это не только отсталость и дикость. В ней уже живет надежда на завтрашний день. В книге рассказывается о том, как под влиянием рабочих и политических ссыльных в 1905—1907 гг. в деревне возник кружок крестьяи-революционеров. Члены кружка впоследствии принимали участие в револю ции, некоторые стали большевика ми. Этот и другие подобные факты помогают нам лучше понять, как смогла косная в недав нем прошлом сибирская деревня через не сколько лет после Октября совершить рево люционный поворот к социализму. В книге показаны отношение различных слоев деревни к Советской власти, разгул контрреволюции, кулацкие расправы с акти вистами после ее временного падения. И хотя последствия белогвардейского хозяй ничанья были тяжелы, а по ночам еще гре мели выстрелы,— мысль о новой жизни бу доражила воображение крестьян-тружени- ков. Их устремления были подчас наивны, и жизнь вносила тут свои коррективы. Начи нать всегда трудно, тем более, когда путь не изведан и образцов для подражания нет. Одно для бедняков-кресгьяи было не преложно: запустение и нищету они смогут одолеть лишь общими усилиями, миром. Коммуна! Вот он, выход. Много опорили, выбирая цазвание: «Светлая жизнь», «Путь к счастью», «Красный партизан», «Больше вик»... И, наконец, на ум приходит простое — «Красный хлебороб». Хозяйство претер пело немало реорганизаций. При объедине нии с соседними колхозами не рае решался, вопрос о названии, и всегда собрание оста валось верным изначальному имени. В октя бре 1974 г. «Красному хлеборобу» исполнит ся 50 лет... Нередко в исторической (и не только в исторической) литературе приходится встре чаться с идеализацией противоречивой, а подча и драматической истории коммун первого послереволюционного десятилетия. За давностью лет и героикой свершений пионеров коллективизации историк, отучает ся, уже не в состоянии увидеть реальные контуры прошлого. В. Гришаеву удалось преодолеть соблазн приподнятого, облегчен ного изображения. В книге мы найдем мно го подробностей в описании труда и быта коммунаров 20-х годов, в ней говорит ся и об отсутствии у крестьян опыта,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2