Сибирские огни, 1974, №7

неуступчивость и бескомпромиссность — на­ полняют стихи Александра Романова, по­ священные природе, словами силы и стра­ сти, боли и заботы. Пейзажная лирика наших дней не может держаться только на любовании картинами природы, только на восторженном описании снегопадов, закатов и дождей. Каждый, кому дорога природа, >не может не заметить и тех издержек научно-техни­ ческой революции, которые в иных местах поставили природу перед угрозой истребле­ ния. К опал и. Ж гл и. Н о — и зм е н и л и с ь п л а н ы . П р и к а з а н о к о п а т ь в к р а ю д р угом . У ш л и . З е м л я з а л и з ы в а е т р а н ы гл уб о к и е зе л е н ы м я зы к о м . Искреннее пейзажное стихотворение на­ ших дней несет в себе заряд полемичности, оно современно по сути своей. Тем более, если поэт не просто видит в природе и де­ ревенском укладе только спасение от го­ родской суеты, но видит трезвым взглядом и природу, и деревню включенными в слож­ ный и зачастую противоречивый процесс на­ учно-технической революции. Кому-то могут показаться сентименталь­ ными строки стихотворения о доверчивом дельфине, но они в органике книги; весь строй сборника убеждает нас в том, чт.о это не досужи!) вздох умиленного сожаления, но грлос боли и предостережения. А когда болит, то боль находит сама выход и ищет сочувствия. Поэт подходит к проблеме охраны при­ роды не узко, не утилитарно, он, говоря о природе, говорит о любви к прекрасному, о высокой любви к Родине, а ведь составной частью этой высокой любви всегда было и остается доброе чувство родства с нашей землею, ее полями и лесами, понимание и бережное отношение к красоте родной при­ роды. Я зн аю : не ж и т ь н а м без д р о в и р а с п и л е н н ы х сосен. Н о д ум аю : где-то, п о к а т о п о р ы н а в о с тр я л и , б ы т ь м ож ет, весной, а, б ы т ь м ож ет, и п озж е, п о д осень, н е ч а я н н о м ы ч а с т ь свое й д о б р о т ы п оте р я л и . И с М у т н о д у ш и и н о гд а о щ у щ а я у щ е р б н о с ть , п р и р о д е в л ю б в и м ы кл я н е м ся, х о т ь зн ае м и сам и: не к л я т в ы н у ж н ы — н е и з б ы в н ы е л а с к а и неясность, а н е т и х — сл о в а п р о л ю б о в ь о с т а ю т с я словам и . (Я знаю). Есть такое расхожее выражение; «Стихи рождаются в дороге». Есть и «дорожные стихи», породивший это'выражение. Стихи, в которых экзотика перемешана с неумеренными восторгами по поводу KpacoiT того или иного края — будь то море или горы, север или юг. В подобных опусах стихотворцы не упускают случая ввернуть для колорита два-три местных словечка, обыграть географическое название и так далее. Есть стихи о дороге, о поездках и :в новой книге Александра Романова, .но они ни в коей мере не наводят .на те размышления о «проезжей музе», о которых только что го­ ворилось. Стихи о Севере у Александра Романова написаны не случайно, не по случайному поводу. Здесь .видится и знание , суровой красоты этого края, любовь к нему, поэто­ му «северные» стихи естественно вписыва­ ются в общую картину книги и открывают читателю новые черты и грани лирического характера. М о й Север, за с т е н ч и в ы й с тр а н н и к , у с т а в ш и й о т с н е ж н о й лю бви! В се т а к же, ц е п л я я сь , к у с т а р н и к в п о л з а е т н а с о п к и твои.., ...И сл а в я и ю н ь с к и е встр ечи , Ьа т о н к и м л ю б ы м д е р евц ом с то и т н е те м н е ю щ и й вечер с у л ы б ч и в ы м , с л а в н ы м лицом . (Мой Север). Возросшее чувство ответственности к пи­ сательскому труду, к поэтическому слову, к осмыслению жизни средствами литературы — нашло отражение в цикле стихотворений, посвященных творчеству: «Гуляй себе, Пе­ гас!», «Видишь,— спросил я,— тот ко­ лок...», «Поэзия», «Пламя»... В этих стихах и сложность поисков прав­ дивого поэтического слова, и радость твор­ чества, и сознание своей причастности ко всему, что происходит в большом и слож­ ном мире. И не должен, не может поэт ждать мгновения «божественного вдохнове­ ния», только постоянное внимание к миру и людям, проникновение в их думы ,и дела могут стать основой настоящих стихов. В стихотворении «Пла.мя» поэт говорит; Н е то л ь к о м и н у т о за р е н ь я , ж е л аю , к а к в те м е н ь к о с т р у ,— гор е н ья , гор е н ья , го р е н ь я и в д о ж д ь и н а д о л го м ве тр у! Думы о творчестве сказались и в том, что Александр Романов в своей книге знако­ мит читателей с новыми для него поэтиче­ скими формами- маленькими циклами сти­ хотворений, объединенных обшей мыслью и материалом («Рябина», «Зимние дни», «Из истории одной .компании», «Стихи, написан­ ные на морском берегу»)., и циклом, состав­ ленным из двадцати .пяти четырехстрочных ■ миниапю.р. Каждая из них закончена' по мысли, лаконична, а лучшйе четверостишия афористичны. Т ы п р о с и ш ь п ос о в е то в а ть , к а к ж и т ь ? С о в е та м и — л е гк о не д о р о ж и т ь . К а к ' ж и ть , я п о с о в е то в а ть м огу. Н о т ы л и ш ь з р я о к а ж е ш ь с я в долгу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2