Сибирские огни, 1974, №7

У КНИЖНОЙ ПОЛКИ 179 кто раньше нас прошел по ее дорогам. Книжка М. Курганцева — один из таких «путеводителей». ИЛЬЯ ФОНЯКОВ Александр Романов. Отзвук лета. Стихи. Зап.-Сиб. кн. изд., 1974. К аждая книга -поэта — своеобразный творческий отчет, ряд стихотворений, во­ бравших в себя картины, думы, чувства на­ ших дней. К аждая книга поэта рисует ду­ ховный облик, раскрывает характер лириче­ ского героя — современника, человека кон­ ца двадцатого столетия. И если все творчество поэта составляет собственно судьбу героя от истоков, от со­ бытий, заложивших основу личности, до многократных и разнообразных проявлений ее, то очередной сборник — это как бы не­ сколько- новых гла.в из жизни героя, свод новых дум и событий. Если в нескольких словах сказать о тех чертах характера лирического героя Алек­ сандра Романова, которые с наибольшей яркостью и убедительностью предстают пе­ ред читателями сборника стихотворений «Отзвук лета», то они таковы: душевное сочувствие и сердечное внимание к миру, к людям, рожденное любовью к правде и кра­ соте, .мужественность, цельность. Ощущение цельности характера лириче­ ского героя достигается всем — событий­ ной, жизненной основой стихотворений и их тональностью, лишенной ложной громо- гласности и пустого о-тжровемничамия, .мате­ риалом и изобразительными средствами стиха, когда образ некричащ, ограничен, естественен, ритмикой, которая в совокуп­ ности с излю-бл'енным-и композиционными приемами А. Романова (рефрены, баллад- ность, параллелизмы) делает многие стихи книги песенными, несущими в себе строй­ ную, простую и сердечную мелодию искрен­ ности. Мужественность лирического героя, его оптимистическое мировосприятие — не ав­ торская «декорация»; мы .видим, ощущаем, через какие испытания и сомнения, через какую борьбу проходит герой, прежде чем спокойно и мужественно говорит: Я м н о го е за б ы л н а врем я. Ч то ж. Те ч ув с тв а , ч то с м о гл и х о т ь р а з я в и ться , е щ е в е р н утся , ,к а к в и ю н е - 1- дож дь. К а к с н е г — зи м ой . К ак, ул е та я , — п ти ц ы . Итог пройденных дорог, сегодняшние по­ мыслы, надежды, обращенные в будущее, — все это связано в характере героя об­ щим выстраданным ощущением доброй, справедливой основы нашей жизни, испол­ нено ,не.преклонной веры в человеческую общность и взаимопонимание, когда . и ра­ дость, и горе одного человека всегда нахо­ дят искренний отзвук в душе другого. В этом пафос книги Александра Рома­ нова. В этом основная мысль, краеугольный к а ­ мень раздумий лирического героя. В наши дни, когда «спрос» на поэтиче­ скую продукцию строго избирателен, наме­ тились две крайности в удовлетворении это­ го спроса. Одна -— прямое потакание вку­ сам, зачастую нё самым высоким, и сочине­ ние фельетонно-дидактических баллад с от­ кровенной моралью. С другой стороны — изображение мира как некоего каталога предметов, явлений, лиц. Причем, набор «коллекционируемого» произволен и, кроме фамилии автора такой «поэтической кол­ лекции», зачастую более ничем не объеди­ нен. Александр Романов не стремится стать или казаться поэтом модным, не гонится за популярностью ценою уступок своим принципам,— он работает на большую и благородную мысль, которая лежит в основе всякого настоящего творчества. Мысль эта — объединение людей вокруг правды и кра­ соты. Красоты труда, красоты простых и добрых человеческих отношений, правды де­ ла, слова и памяти. . Написано: « С ч а с тл и в о го п ути !» — . вдоль н а с ы п и в е се л ы м и словам и. К а к м н о го сло в о с та л о с ь позади. К а к м н о го их, т а к и х вот, перед нам и! Оттенок этой же магистральной идеи звучит и в стихотворении «Росы». ' Человек не может жить только одним днем, пусть этот день и будет самым ярким и безоблачным. Человек живет еще и па­ мятью, порою трудной памятью о прошед­ ших днях. И эти прошедшие дни, и давние события могут в свое время стать для че­ ловека мерой его сегодняшних поступков, точкой отсчета в оценке событий, точкой опоры для новых свершений. Иными словами, прошлое может стать, может быть, настоящим. Видно, в этом родном , не п ы л я щ е м , не п о д в л ас тн о м з а б в е н ь ю к р а ю м о ж е т п р о ш л о е с та ть н а с т о я щ и м и п о р а д о в а ть д у ш у м ою . Цельность характера лирического героя стихотворений Александра Романова, харак­ тера, заложенного в годы войны, окрепше­ го в послевоенных буднях, характера, ис­ пытанного любовью и бедой, она — эта цельность — органически присутствует во всех стихах новой книги. Н е м ы с л и м о п р е об р аж е н ье. И бе р ег м ой н о в ы й вд али не сам по себе — п р о д о л ж е н ь е р а з о р в а н н о й р е ч к о й земли. (Мое непогожее лето). Цельность характера, а иными словами — постоянное следование своим принципам,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2