Сибирские огни, 1974, №7

лялся» своим скверно сшитым .костюмом и неуклюжими ботинками. Вы скажете: на­ плевать, наша гордость — наш труд, а не тряпки. Правильно! Труд — главное. Но почему же все-таки я, рабочий, неплохо за­ рабатывающий, должен одеваться хуже, чем мои спутники — инженер и писатель? Я присматривался там также к нашему брату — рабочему и видел, что, хоть у ме­ ня пиджак из дорогого материала, а у та­ мошних ребят подешевле, мой выглядит ху­ же. Значит, дело не в состоятельности, а в культуре одежды, вкусе, которого мне (да и не только мне) не хватало». Комментарии излишни. Да, видимо, ото­ шли времена, когда, чтобы «красиво» оде­ ваться, нужно было состояние, ибо краси­ вое приравнивалось к дорогому (вспомним древнегреческое изречение: «Он не смог сделать красиво, а потому сделал богато»). Теперь же человек с хорошим вкусом мо­ жет носить одежду из простых, недорогих тканей (ситец, штапель), и в ней он будет выглядеть изящным, элегантным. В то же время забота о внешности ни при каких обстоятельствах и условиях не может быть основным содержанием жизни. «По платью встречают, по уму провожа­ ют»,— эти мудрые слова выражают такое требование к человеку нашего общества, как соответствие внешнего облика его внутренней культуре. Без внутренней куль­ туры человек превращает себя в вешалку для красивой одежды. Моду надо не перенимать, а умело ею пользоваться. Надо всегда иметь в виду, что ты соавтор с художником-модельером, ты доводишь его дело до конца. А это зна­ чит, что у тебя тоже должен быть разви­ тый эстетический вкус и должны быть не­ которые художественные навыки. Ты тво­ ришь, выступая не только в качестве субъ­ екта творчества, но и в качестве объекта — творишь самого себя. Как ты подашь свою внешность, так и будут о тебе судить. Все должно быть подчинено одной идее, все должно находиться в гармонии и состав­ лять цельный художественный ансамбль, отвечающий образу нашего современ­ ника. Чтобы одеваться элегантно, надо иметь тонкий художественный вкус, знать, какие линин, пропорции, формы больше всего под­ ходят к вашей личности. Ведь что-то краси­ вое есть в каждом человеке. Важно найти средства и подчеркнуть эти плюсы и... за­ тенить минусы. К примеру, умело приме­ няемая косметика усиливает впечатление подтянутости и собранности, но небрежно и чрезмерно густо наложенная краска при­ дает даж е свежему лицу — прямо скажем — выражение вульгарное. Не понимая всего этого, многие молодые девушки, «спе­ ша за взрослыми», начинают рьяно и без­ мерно «живописать» свои лица, не имея вкуса, не жалея помад и туши. Хорошо сказал по этому поводу поэт Михаил Свет­ лов: «Когда я вижу девушку с глазами, на которые ушло больше красок, чем на все картины художников, мне хочется сказать ей; ■«Девушка, пойди умойся». Я категори­ чески отказываюсь писать песни для деву­ шек с накрашенными глазами. Где ясность и доверчивость молодого взгляда?». Красота всегда конкретна, поэтому не­ возможно дать ее всеобщие принципы на все случаи. Ее следует постигать, воспиты­ вая эстетические вкусы. Например, вы вы­ бираете материал для комбинированного костюма. Клетка — классический элемент спортивной одежды. Но, во-первых, такая ткань идет только стройным мужчинам; во- вторых, клетка клетке рознь, в . каждом конкретном случае должно решаться, не велика ли она, не слишком ли бросается в глаза. Потеряна мера — и костюм может оказаться комичным. Не случайно, что цир­ ковые клоуны одеты в традиционный клет­ чатый костюм, который производит весьма «веселое» впечатление. Таким образом, с помощью одежды, обуви, косметики можно управлять своей внешностью, «лепить се­ бя». Но проявлением высшего творчества в этой области является создание эстетиче­ ского образа. Когда писатель, композитор, художник, артист создают художественный образ, они изобретают не только внешность свое­ го героя, но и его характер, мысли, психо­ логию, привычки. И всякий, кто задумыва­ ется над красотой своей одежды, размыш­ ляет над своим образом: кто я буду в но­ вой шляпе, на кого буду походить? Но воз­ можности выбора «образа» не беспредель­ ны — ведь он строится* исходя из своего «я». Если юноша мал ростом, узкоплеч,— из него Филипп Жерар никак не получится. Можно сделать прическу «а ля Быстриц­ кая», но чтобы на нее походить — нужно иметь ее лицо, характер, ее манеры вести себя. Вот это-то, пожалуй, и самое труд­ ное в создании своего эстетического обра­ за,— каждый чаще всего стремится похо­ дить на кого-то, но не на самого себя. Трудно узнать свой характер, ведь в под­ сознании вместо подлинного «я» нередко откладывается желаемое представление (каким я хотел бы быть). На самом же деле, почти каждый чело­ век чем-то хорош, у него всегда есть что- то неповторимое,' привлекательное, особен­ ное. Поэтому надо объективно выявить эти достоинства и на этом фундаменте строить свой образ. Строить не произвольно, а ру­ ководствуясь тем, что уже построило твое воспитание, вся твоя жизнь. Следует исхо­ дить из того, какова твоя внешность, твой характер, темперамент, возраст, склонно­ сти, манеры. Важным звеном в построении эстетиче­ ского образа человека является организа­ ция ансамбля — все предметы одежды должны быть организованы в единое це­ лое. Ансамбль возникает тогда, когда ха­ рактер линий, форм, расположение, яркость цветовых пятен гармонирует с фигурой, внешностью, с цветом волос, глаз, лица. Известный советский модельер Глаголев пишет: «В костюме всегда должен быть цветовой акцент — «удар», как говорят ху­ дожники. Можно допустить любое отклоне­ ние — к округлым формам подобрать угло­ ватые, применить цветовой диссонанс и т_ П. _ лишь бы оно было оправдано ху-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2