Сибирские огни, 1974, №7
лялся» своим скверно сшитым .костюмом и неуклюжими ботинками. Вы скажете: на плевать, наша гордость — наш труд, а не тряпки. Правильно! Труд — главное. Но почему же все-таки я, рабочий, неплохо за рабатывающий, должен одеваться хуже, чем мои спутники — инженер и писатель? Я присматривался там также к нашему брату — рабочему и видел, что, хоть у ме ня пиджак из дорогого материала, а у та мошних ребят подешевле, мой выглядит ху же. Значит, дело не в состоятельности, а в культуре одежды, вкусе, которого мне (да и не только мне) не хватало». Комментарии излишни. Да, видимо, ото шли времена, когда, чтобы «красиво» оде ваться, нужно было состояние, ибо краси вое приравнивалось к дорогому (вспомним древнегреческое изречение: «Он не смог сделать красиво, а потому сделал богато»). Теперь же человек с хорошим вкусом мо жет носить одежду из простых, недорогих тканей (ситец, штапель), и в ней он будет выглядеть изящным, элегантным. В то же время забота о внешности ни при каких обстоятельствах и условиях не может быть основным содержанием жизни. «По платью встречают, по уму провожа ют»,— эти мудрые слова выражают такое требование к человеку нашего общества, как соответствие внешнего облика его внутренней культуре. Без внутренней куль туры человек превращает себя в вешалку для красивой одежды. Моду надо не перенимать, а умело ею пользоваться. Надо всегда иметь в виду, что ты соавтор с художником-модельером, ты доводишь его дело до конца. А это зна чит, что у тебя тоже должен быть разви тый эстетический вкус и должны быть не которые художественные навыки. Ты тво ришь, выступая не только в качестве субъ екта творчества, но и в качестве объекта — творишь самого себя. Как ты подашь свою внешность, так и будут о тебе судить. Все должно быть подчинено одной идее, все должно находиться в гармонии и состав лять цельный художественный ансамбль, отвечающий образу нашего современ ника. Чтобы одеваться элегантно, надо иметь тонкий художественный вкус, знать, какие линин, пропорции, формы больше всего под ходят к вашей личности. Ведь что-то краси вое есть в каждом человеке. Важно найти средства и подчеркнуть эти плюсы и... за тенить минусы. К примеру, умело приме няемая косметика усиливает впечатление подтянутости и собранности, но небрежно и чрезмерно густо наложенная краска при дает даж е свежему лицу — прямо скажем — выражение вульгарное. Не понимая всего этого, многие молодые девушки, «спе ша за взрослыми», начинают рьяно и без мерно «живописать» свои лица, не имея вкуса, не жалея помад и туши. Хорошо сказал по этому поводу поэт Михаил Свет лов: «Когда я вижу девушку с глазами, на которые ушло больше красок, чем на все картины художников, мне хочется сказать ей; ■«Девушка, пойди умойся». Я категори чески отказываюсь писать песни для деву шек с накрашенными глазами. Где ясность и доверчивость молодого взгляда?». Красота всегда конкретна, поэтому не возможно дать ее всеобщие принципы на все случаи. Ее следует постигать, воспиты вая эстетические вкусы. Например, вы вы бираете материал для комбинированного костюма. Клетка — классический элемент спортивной одежды. Но, во-первых, такая ткань идет только стройным мужчинам; во- вторых, клетка клетке рознь, в . каждом конкретном случае должно решаться, не велика ли она, не слишком ли бросается в глаза. Потеряна мера — и костюм может оказаться комичным. Не случайно, что цир ковые клоуны одеты в традиционный клет чатый костюм, который производит весьма «веселое» впечатление. Таким образом, с помощью одежды, обуви, косметики можно управлять своей внешностью, «лепить се бя». Но проявлением высшего творчества в этой области является создание эстетиче ского образа. Когда писатель, композитор, художник, артист создают художественный образ, они изобретают не только внешность свое го героя, но и его характер, мысли, психо логию, привычки. И всякий, кто задумыва ется над красотой своей одежды, размыш ляет над своим образом: кто я буду в но вой шляпе, на кого буду походить? Но воз можности выбора «образа» не беспредель ны — ведь он строится* исходя из своего «я». Если юноша мал ростом, узкоплеч,— из него Филипп Жерар никак не получится. Можно сделать прическу «а ля Быстриц кая», но чтобы на нее походить — нужно иметь ее лицо, характер, ее манеры вести себя. Вот это-то, пожалуй, и самое труд ное в создании своего эстетического обра за,— каждый чаще всего стремится похо дить на кого-то, но не на самого себя. Трудно узнать свой характер, ведь в под сознании вместо подлинного «я» нередко откладывается желаемое представление (каким я хотел бы быть). На самом же деле, почти каждый чело век чем-то хорош, у него всегда есть что- то неповторимое,' привлекательное, особен ное. Поэтому надо объективно выявить эти достоинства и на этом фундаменте строить свой образ. Строить не произвольно, а ру ководствуясь тем, что уже построило твое воспитание, вся твоя жизнь. Следует исхо дить из того, какова твоя внешность, твой характер, темперамент, возраст, склонно сти, манеры. Важным звеном в построении эстетиче ского образа человека является организа ция ансамбля — все предметы одежды должны быть организованы в единое це лое. Ансамбль возникает тогда, когда ха рактер линий, форм, расположение, яркость цветовых пятен гармонирует с фигурой, внешностью, с цветом волос, глаз, лица. Известный советский модельер Глаголев пишет: «В костюме всегда должен быть цветовой акцент — «удар», как говорят ху дожники. Можно допустить любое отклоне ние — к округлым формам подобрать угло ватые, применить цветовой диссонанс и т_ П. _ лишь бы оно было оправдано ху-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2