Сибирские огни, 1974, №7
«вкуса». Мотивы подражания тогда могли не иметь ничего общего с эстетическими со ображениями. Например, придворные коро ля надели высокие воротники, так как их король был вынужден носить такой ворот ник, чтобы скрыть свою обезображенную золотухой шею. Мода выступает в данном случае как добровольное признание власти над своими духовными запросами и склон ностями некоего «высшего начала». Движе ние мод буржуазной эпохи определяется не столько соперничеством потребителей, сколько конкуренцией фабрикантов и тор говцев. Они используют неразвитость вкуса массового покупателя и пытаются при влечь его внимание скорее парадоксальны ми и неожиданными, «из ряда вон выходя щими», чем скромными и удобными веща ми. У нас же создание и распространение моды имеет иной социально-общественный характер (разумеется, оно обязательно свя зано со вкусом и элегантностью, с умением пользоваться модой). Она, мода, прежде- всего служит целям пропаганды передовых художественных вкусов, через нее широкие массы получают эстетическое воспитание. Она как бы настраивает общество на одну художественную волну, позволяет ориенти роваться в «море» образов, форм и фасо нов, т. обладает д е м о к р а т и ч н о с т ь ю . Однако мода с неизбежностью предпола гает подражание и заимствование. f-Io это подражание не должно быть слепым. Готов ность пассивно копировать моду всегда сви детельствует об отсутствии собственного оригинального взгляда, о том, что свой идеал еще не выношен в душе, не прочув ствован и, тем более, не освоен творчески. Когда мода получает массовое распрост ранение, главный ее недостаток — подра жание принятому, стремление быть «как все». Здесь вроде бы и выбора нет: «Раз модно, значит нужно». Крайним проявлением сле пого подражательства являются всякого рода преувеличения, «загибы», «крики» мо ды. Хлесткие опусы эпигонов обычно вы глядят более модными, чем сама мода, хо тя на деле — это рабское подражание. Так называемые «модные» любимцы публики потому и зовутся так, что приспосабливаются к моде, созданной 'другими, спекулируя на пробудившемся в обществе интересе. Но их одежда соответствует их нутру. Ведь ус тановлено, что стремление к крайне не обычному в костюме, прическе, окраске во лос и т. п. объясняется потребностью в са моутверждении как оригинальной «совре менной» личности. Крайности, максима лизм в моде характерны в большинстве случаев как раз для тех, кому нечем пре взойти других и выразить себя иначе. Может возникнуть вопрос: поскольку мо да имеет отрицательные стороны, нужна ли она нам? Да, она необходима. Но она дол жна служить художественному развитию масс, эстетически воспитывать их. А у нас, к сожалению, очень часто неумело поль зуются модой. Для того, чтобы выбрать фасон платья, костюма, пальто, часто до вольствуются зрительным впечатлением журнальной картинки, даже мысленно не переводя шаблон на свой рост, комплек цию, характер фигуры и другие индиви дуальные особенности. Неумение пользоваться модой приводит иногда к курьезам. Однажды в Гомеле мне пришлось стать свидетелем такого со бытия. Как-то почти во всех промтовар ных магазинах города появились модные (в то время) рижские рубашки желтого и го лубого цвета с морскими рисунками. Вече рами пришлось наблюдать весьма унылую картину: расхаживают в парке и по цент ральной улице молодые люди, и .почти все они в «морских» рубашках, словно десант на город высадился. Нет, модно одеваться — это не значит одеваться броско, крикливо и необыкновен но. Напротив, необходимо тонко,- можно сказать, изощренно уметь выявлять эстети ческие возможности модного, согласовы вать его с индивидуальными данными. Ведь мода имеет множество вариантов и оттен ков: можно выбирать, можно и изобретать что-то свое. Еще Мольер писал: «И модная вещь может быть безвкусной». А вкус вы ражается в умении подобрать для себя одежду, покрой и цвет которой соответст вуют. особенностям фигуры человека, цвету его волос, времени года и назначению кос тюма. Мастерство состоит в том, чтобы ко стюм не заслонял человека, а составлял с ним единое гармоническое целое, выделяя, подчеркивая его лучшие черты. Вспомните, как Лев Толстой описывает] Анну Карени ну: «Ее прелесть состояла в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рам ка, и была видна только она, простая, есте ственная, изящная, вместе веселая и ожив ленная». В 1931 году А. М. Горький писал: «Мы не так одеваемся, как должны... К чему эти серые и черные пиджаки? Нужно голу бое, зеленое, красное, синее. Это поднима ет настроение. Наши костюмы не отвечают внутреннему настроению, тому размаху творчества, которым живет страна». Действительно, трудности построения со циализма вызывали тогда романтику и ас-. кетизм. Комсомольцы первых послереволю ционных лет считали красивую одежду ме щанством. Но время показало, что можно носить модный костюм и быть хорошим комсомольцем. Кольцо на руке девушк* сделает эту руку красивой, и от этого ее комсомольская честь не пострадает. Те перь, когда с каждым годом наш народ живет лучше и лучше, в массе хорошо оде тых людей выделяется тот, кто одет... не современно и неряшливо. Хорошо сказал рабочий завода им. Орджоникидзе москвич Николай Чиюирев: «Я тоже думал когда-то, что если я ношу гордое звание рабочего, то пусть все это знают, и ходил чумазым, на рочно не умывался после смены. Вы пише те, не надо, мол, «выделяться» своим ви дом. Да, я несколько лет назад испытал, как это неприятно «выделяться». Случи лось так, что меня послали с, делегацией за границу, в Болгарию. Ох, как я «выде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2