Сибирские огни, 1974, №7

универсальным назначением. Одежде также свойственны простота, изящество («ничего лишнего»), скромность,— не только гармо­ нии формы, линий, цвета, но и функции це­ лесообразности, удобства, совершенства предметов в практическом использовании и т. д. Советский человек, как известно, большую часть дня занят Трудом, остальное время он отдает учебе, отдыху, спорту, любимому ис­ кусству. В связи с этим и одежда его диф­ ференцирована, она имеет строгое назначе­ ние (дневной, вечерний, спортивный и т. д. костюмы). К тому же, поскольку жизнь сейчас предъявляет большие требования к энергии и активности людей, костюм дол­ жен не скрывать движений, а должен вы­ являть их во всем своеобразии, подчерки­ вая естественные линии человека. В совре­ менной одежде выступает еще одно свой­ ство. Она производит возбуждающее дей­ ствие смелостью, подчас резкостью цветов и их сочетаний, динамичностью и неожидан­ ностью основных линий рисунка и тканей. В покрое преобладает диагональ, ассимет- рия, в текстиле используются рисунки, имеющие иллюзорное впечатление движе­ ния. В этом отражается активность, напря­ жение, беспокойство нашей жизни — все, противоположное апатии и бесстрастию. Наш современный стиль не имеет ничего об­ щего со стилем «Митрофанушек». Подлинный стиль нашей эпохи выраба­ тывают передовые люди всех стран. При этом каждая страна вносит что-то свое, на­ циональное, перенимает у других что-то ценное. Модели советской одежды завоева­ ли авторитет за рубежом. «Русский стиль чрезвычайно моден в новой американской одежде. Редко бывает так, чтобы какая-ни­ будь страна более выразительно демонстри­ ровала свое восхищение другой»,— писала газета «Нью-Йорк геральд трибюя» после демонстрации советской моды в Америке. Более конкретные черты стиль приобрета­ ет в моде. Оставаясь, в основном, в преде­ лах стиля, мода более подвижна, более зло­ бодневна и более чувствительна к измене­ ниям общественной жизни. Каждый шаг в технике, экономике, социально-обществен­ ные изменения моментально отражаются в смене цвета и покрое одежды, ее фасонов. Например, появление лавсана значительно изменило характер одежды. Скажем, рань­ ше выпускалось мало льняных тканей, так как они хотя и .были красивыми и самобыт­ ными, но быстро мялись. С лавсаном эти ткани сделались немнущимися и получили широкое распространение. В связи с этим модными стали национальные орнаменты в одежде. О моде можно говорить в узком и широ­ ком смысле. В узком, смысле — это мода сезона. В широком смысле — моду можно трактовать как преобладание определенных силуэтов и форм одежды на протяжении более длительного периода (несколько лет, а иногда десятилетий). В этом случае мо­ да устойчивее, она ближе к стилю. Сегодняшнюю нашу моду характеризуют те же черты, что и стиль: красиво, удобно, просто, целесообразно. Но -поскольку стиль наш еще не оформился в систему, а только складывается, то все же порой наблюдают­ ся резкие и неожиданные отклонения неко­ торых модных вариантов от стиля. Незавершенностью, неустойчивостью на­ шего стиля можно объяснить появление длинных пальто и платьев. Конечно, мини- юбка дошла до своего «логического» кон­ ца, И стали ее удлинять, и бросились в дру­ гую крайность, не учли, что юбка с длин­ ным подолом просто-напросто непрактич­ на. В качестве выходной одежды — это еще куда ни шло. Но ведь ради нее надо менять и мебель (на кресла, скажем, Людо­ вика XVI), и архитектуру (на старинные колонны, витиеватые портики). К счастью, люди просто скептически отнеслись к нов­ шеству, которое теперь умирает. В истории моды женские брюки предла­ гались много раз. Еще в 1851 году госпо­ жа Брумер в США публично внесла пред­ ложение заменить кринолин брюками. В шестидесятые годы прошлого века с такой же реформой выступила некая Мария Джоунс. Но обеих женщин высмеяли. О ка­ зывается, для распространения среди жен­ щин брюк в то время не хватало одного — равноправия их с мужчинами в обществен­ ном труде и в общественной жизни. Ж ен­ щинам, предназначенным «для салона» или для домашней работы, брюки были не нуж­ ны. Однако в процессе демократизации об­ щества, когда женщина стала приобретать права наравне с мужчиной, к брюкам стали относиться иначе. Они стали нужны жен­ щинам для спортивных занятий, для поез­ док за город. Они стали необходимы и для трудовой деятельности. Как утверждают теперь социологи, женщины становятся бо­ лее мужественными, а мужчины... более женственными. Что ж, это сказывается и на характере одежды: мужская одежда много заимствует из женской (детали, цвет), а женская — из мужской. И женские брюки стали носить не только во время за ­ нятий спортом или при физической работе, но и повседневно... Одна сторона моды — создание новой мо­ дели как эстетической ценности. Но ведь новая модель, созданная художником-мо- дельером, сама по себе еще не становится модой. И тут мы подходим к другому ос­ воению моды, или — нового образца, соз­ данного творческим трудом художника. «Мода,— писал Герберт Спенсер,— по своей природе представляется явлением подражательным. Подражание обусловле­ но двумя весьма различными обстоятельст­ вами. Она может явиться под влиянием уважения к тому, который возбуждает подражание, или из желания высказаться, что находишься с ним на равной ноге». Но подражание бывает разное, смотря по тому, в каком обществе живет человек, и этого-то как раз Спенсер не берет во вни­ мание. Мода, как подражание из почти­ тельности, является характерной особенно­ стью эпохи абсолютизма. Носить костюм, похожий на королевский, перенимать при­ чески королевских фавориток означало — одновременно — и проявление верноноддан­ нических чувств, и проявление утонченного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2