Сибирские огни, 1974, №7
универсальным назначением. Одежде также свойственны простота, изящество («ничего лишнего»), скромность,— не только гармо нии формы, линий, цвета, но и функции це лесообразности, удобства, совершенства предметов в практическом использовании и т. д. Советский человек, как известно, большую часть дня занят Трудом, остальное время он отдает учебе, отдыху, спорту, любимому ис кусству. В связи с этим и одежда его диф ференцирована, она имеет строгое назначе ние (дневной, вечерний, спортивный и т. д. костюмы). К тому же, поскольку жизнь сейчас предъявляет большие требования к энергии и активности людей, костюм дол жен не скрывать движений, а должен вы являть их во всем своеобразии, подчерки вая естественные линии человека. В совре менной одежде выступает еще одно свой ство. Она производит возбуждающее дей ствие смелостью, подчас резкостью цветов и их сочетаний, динамичностью и неожидан ностью основных линий рисунка и тканей. В покрое преобладает диагональ, ассимет- рия, в текстиле используются рисунки, имеющие иллюзорное впечатление движе ния. В этом отражается активность, напря жение, беспокойство нашей жизни — все, противоположное апатии и бесстрастию. Наш современный стиль не имеет ничего об щего со стилем «Митрофанушек». Подлинный стиль нашей эпохи выраба тывают передовые люди всех стран. При этом каждая страна вносит что-то свое, на циональное, перенимает у других что-то ценное. Модели советской одежды завоева ли авторитет за рубежом. «Русский стиль чрезвычайно моден в новой американской одежде. Редко бывает так, чтобы какая-ни будь страна более выразительно демонстри ровала свое восхищение другой»,— писала газета «Нью-Йорк геральд трибюя» после демонстрации советской моды в Америке. Более конкретные черты стиль приобрета ет в моде. Оставаясь, в основном, в преде лах стиля, мода более подвижна, более зло бодневна и более чувствительна к измене ниям общественной жизни. Каждый шаг в технике, экономике, социально-обществен ные изменения моментально отражаются в смене цвета и покрое одежды, ее фасонов. Например, появление лавсана значительно изменило характер одежды. Скажем, рань ше выпускалось мало льняных тканей, так как они хотя и .были красивыми и самобыт ными, но быстро мялись. С лавсаном эти ткани сделались немнущимися и получили широкое распространение. В связи с этим модными стали национальные орнаменты в одежде. О моде можно говорить в узком и широ ком смысле. В узком, смысле — это мода сезона. В широком смысле — моду можно трактовать как преобладание определенных силуэтов и форм одежды на протяжении более длительного периода (несколько лет, а иногда десятилетий). В этом случае мо да устойчивее, она ближе к стилю. Сегодняшнюю нашу моду характеризуют те же черты, что и стиль: красиво, удобно, просто, целесообразно. Но -поскольку стиль наш еще не оформился в систему, а только складывается, то все же порой наблюдают ся резкие и неожиданные отклонения неко торых модных вариантов от стиля. Незавершенностью, неустойчивостью на шего стиля можно объяснить появление длинных пальто и платьев. Конечно, мини- юбка дошла до своего «логического» кон ца, И стали ее удлинять, и бросились в дру гую крайность, не учли, что юбка с длин ным подолом просто-напросто непрактич на. В качестве выходной одежды — это еще куда ни шло. Но ведь ради нее надо менять и мебель (на кресла, скажем, Людо вика XVI), и архитектуру (на старинные колонны, витиеватые портики). К счастью, люди просто скептически отнеслись к нов шеству, которое теперь умирает. В истории моды женские брюки предла гались много раз. Еще в 1851 году госпо жа Брумер в США публично внесла пред ложение заменить кринолин брюками. В шестидесятые годы прошлого века с такой же реформой выступила некая Мария Джоунс. Но обеих женщин высмеяли. О ка зывается, для распространения среди жен щин брюк в то время не хватало одного — равноправия их с мужчинами в обществен ном труде и в общественной жизни. Ж ен щинам, предназначенным «для салона» или для домашней работы, брюки были не нуж ны. Однако в процессе демократизации об щества, когда женщина стала приобретать права наравне с мужчиной, к брюкам стали относиться иначе. Они стали нужны жен щинам для спортивных занятий, для поез док за город. Они стали необходимы и для трудовой деятельности. Как утверждают теперь социологи, женщины становятся бо лее мужественными, а мужчины... более женственными. Что ж, это сказывается и на характере одежды: мужская одежда много заимствует из женской (детали, цвет), а женская — из мужской. И женские брюки стали носить не только во время за нятий спортом или при физической работе, но и повседневно... Одна сторона моды — создание новой мо дели как эстетической ценности. Но ведь новая модель, созданная художником-мо- дельером, сама по себе еще не становится модой. И тут мы подходим к другому ос воению моды, или — нового образца, соз данного творческим трудом художника. «Мода,— писал Герберт Спенсер,— по своей природе представляется явлением подражательным. Подражание обусловле но двумя весьма различными обстоятельст вами. Она может явиться под влиянием уважения к тому, который возбуждает подражание, или из желания высказаться, что находишься с ним на равной ноге». Но подражание бывает разное, смотря по тому, в каком обществе живет человек, и этого-то как раз Спенсер не берет во вни мание. Мода, как подражание из почти тельности, является характерной особенно стью эпохи абсолютизма. Носить костюм, похожий на королевский, перенимать при чески королевских фавориток означало — одновременно — и проявление верноноддан нических чувств, и проявление утонченного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2