Сибирские огни, 1974, №7

ежегодно проводимом методическом сове­ щании. Лучшие модели, рекомендованные совещанием, становятся эталонами буду­ щего года. Лидерами в моде являются так­ же некоторые работники искусства. На первом плане стоят, по-видимому, «кино­ звезды», знаменитости театра, а также спор­ та. При бесконечных вариантах, многообра­ зии, повторениях прошлого существуют какие-то пределы колебания мод, «диапа­ зон колебаний». Моды всегда находятся в русле определенного с ти л я . Ведь, допустим, одежда человека никогда не выступает са­ ма по себе, изолированно,— она в какой-то мере гармонирует с интерьером, архитекту­ рой, музыкой, поэзией. Мода не является суррогатом стиля, как некоторые утверж ­ дают. Она, скорее, конкретная форма, че­ рез которую стиль реализуется: в моде з а ­ ключены вариации стиля. Или, как образ­ но выразился художник Н. Жуков, стиль — это дерево с долгим временем жизни, а мо­ да — листва, меняющаяся так ж е часто, как времена года. Под художественным стилем принято по­ нимать исторически сложившуюся, устойчи­ вую общность образной системы и приемов художественной выразительности, проник­ нутых определенным мироощущением. В от­ личие от стиля мода представляет собой временную общность художественных средств, выражающих определенное миро­ ощущение. Мода обновляет вещную среду. Если стиль охватывает все сферы идеоло­ гической и художественной деятельно­ сти человека, то мода распространяется на наиболее подвижные элементы вещной сре­ ды. Степень проникновения, перемены ее обусловлены различными сроками службы предметов. Если мы возьмем дома, кото­ рые существуют в течение нескольких поко­ лений людей, то, естественно, они не долж ­ ны подвергаться влиянию моды. В их об­ разах должна заключаться устойчивая эстетическая концепция эпохи. Т акже ни­ кто не. станет говорить о модной линии электропередач, модном станке, модной электростанции. Влиянию моды более все­ го подвергаются предметы потребления (одежда, обувь и др.), которые часто об­ новляются. Человек не носит платье всю жизнь и не ест из одной тарелки. Особенно часто меняются предметы в связи с их се­ зонным употреблением, а также с возра­ стом, с быстрым естественным износом. Итак, стиль — эго художественное выра­ жение эпохи. А разве различные моды того же барокко не отражают характер време­ ни? Архитектура, мебель, пышные криноли­ ны, расшитые мундиры — все это было еди­ но с каретами, с плавными танцами, с об­ щим ритмом времени, было взаимообуслов- ленно и рождено характером эпохи и об­ щества. Разница лишь в том, что в стиле общество художественно выражается в це­ лом, в его отношении к прошлому и ок­ ружающему миру, а мода отражает взаи­ мосвязь современников внутри этого обще­ ства. В моде классовые, сословные, про­ фессиональные, наконец, индивидуальные различия несравненно заметнее. Движение моды, вызванное вначале изме­ нением вкусов части общества, может стать исходным моментом создания стиля. Время исправляет бесконечные вариации, причу­ ды, скачки, присущие моде, и придает ху­ дожественно - выразительным средствам общность и устойчивость. Стиль рождается из бесконечных проб и отклонений, кото­ рые включает в себя мода. Но, оформив­ шись в целостную систему, стиль регулиру­ ет, ограничивает и даж е направляет моду. История искусства показывает нам, что ес­ ли стиль сложился, если он обладает доста­ точной зрелостью, то, очевидно, переходы от одного «модного» варианта к другому более логичны, целесообразны и соподчине­ ны Целому, частью которого они являются. И наоборот: во времена бесстильности мо­ ду лихорадит, она бросается из одной крайности в другую. А как быть с известным изречением: «Модно то, что хорошо забыто»? Действи­ тельно, некоторые элементы, черты моды и даж е стиля исторически повторяются, про­ исходит рациональное использование всего того из прошлого, которое еще не исчерпа­ ло себя, еще имеет прогрессивные тенден­ ции, еще может служить в новых условиях. Например, мода на русские сапожки в к а­ кой-то степени есть повторение старинных сапожек, и все-таки сапожки современные — иные, чем были в прошлом. Кроме того, повторяемость форм в пред­ метной среде обусловлена еще недостаточ­ ным многообразием художественно-вырази­ тельных средств, которые здесь используют­ ся (в искусстве они намного богаче). Уже сегодня конструкторы автомобилей жалуют­ ся, что очень трудно стало им придумывать новые формы этих машин. Не слишком р аз­ бежится фантазия и художника-модельера при создании форм пальто, платья — естест­ венные очертания человеческого тела дер­ ж ат в рамках арсенал художественных средств. И поскольку элементарная красота одежды быстро «приедается», то вполне можно понять стремление человека приду­ мать что-то необычное, противоположное. Но ведь сумма выразительных средств огра­ ничена, и потому чаще всего в качестве это­ го «нового» выставляется уже использован­ ное, прежнее. Так как мода меняется быст­ ро, то модель длительной давности действи­ тельно выглядит «новее». И все-таки обще­ ственный, научно-технический, художест­ венный прогресс всегда пополняют вырази­ тельные средства, и с каждым новым мате­ риалом, с новой технологией изготовления предметов, с новыми событиями в жизни обогащается и палитра модельера. Каков же наш современный стиль и како­ вы основные черты моды наших дней? Черты нового стиля особенно заметны в тех видах искусства, которые ближе всего стоят к производству (декоративное искус­ ство и архитектура). Красота современных зданий заключается не в колоннах и ба­ рельефах (их-сейчас не делают), а в про­ стых конструкциях, обеспечивающих преж­ де всего максимальное удобство. Интерьер современных квартир тоже отличается стро­ гими линиями, легкими предметами с их

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2