Сибирские огни, 1974, №7
ежегодно проводимом методическом сове щании. Лучшие модели, рекомендованные совещанием, становятся эталонами буду щего года. Лидерами в моде являются так же некоторые работники искусства. На первом плане стоят, по-видимому, «кино звезды», знаменитости театра, а также спор та. При бесконечных вариантах, многообра зии, повторениях прошлого существуют какие-то пределы колебания мод, «диапа зон колебаний». Моды всегда находятся в русле определенного с ти л я . Ведь, допустим, одежда человека никогда не выступает са ма по себе, изолированно,— она в какой-то мере гармонирует с интерьером, архитекту рой, музыкой, поэзией. Мода не является суррогатом стиля, как некоторые утверж дают. Она, скорее, конкретная форма, че рез которую стиль реализуется: в моде з а ключены вариации стиля. Или, как образ но выразился художник Н. Жуков, стиль — это дерево с долгим временем жизни, а мо да — листва, меняющаяся так ж е часто, как времена года. Под художественным стилем принято по нимать исторически сложившуюся, устойчи вую общность образной системы и приемов художественной выразительности, проник нутых определенным мироощущением. В от личие от стиля мода представляет собой временную общность художественных средств, выражающих определенное миро ощущение. Мода обновляет вещную среду. Если стиль охватывает все сферы идеоло гической и художественной деятельно сти человека, то мода распространяется на наиболее подвижные элементы вещной сре ды. Степень проникновения, перемены ее обусловлены различными сроками службы предметов. Если мы возьмем дома, кото рые существуют в течение нескольких поко лений людей, то, естественно, они не долж ны подвергаться влиянию моды. В их об разах должна заключаться устойчивая эстетическая концепция эпохи. Т акже ни кто не. станет говорить о модной линии электропередач, модном станке, модной электростанции. Влиянию моды более все го подвергаются предметы потребления (одежда, обувь и др.), которые часто об новляются. Человек не носит платье всю жизнь и не ест из одной тарелки. Особенно часто меняются предметы в связи с их се зонным употреблением, а также с возра стом, с быстрым естественным износом. Итак, стиль — эго художественное выра жение эпохи. А разве различные моды того же барокко не отражают характер време ни? Архитектура, мебель, пышные криноли ны, расшитые мундиры — все это было еди но с каретами, с плавными танцами, с об щим ритмом времени, было взаимообуслов- ленно и рождено характером эпохи и об щества. Разница лишь в том, что в стиле общество художественно выражается в це лом, в его отношении к прошлому и ок ружающему миру, а мода отражает взаи мосвязь современников внутри этого обще ства. В моде классовые, сословные, про фессиональные, наконец, индивидуальные различия несравненно заметнее. Движение моды, вызванное вначале изме нением вкусов части общества, может стать исходным моментом создания стиля. Время исправляет бесконечные вариации, причу ды, скачки, присущие моде, и придает ху дожественно - выразительным средствам общность и устойчивость. Стиль рождается из бесконечных проб и отклонений, кото рые включает в себя мода. Но, оформив шись в целостную систему, стиль регулиру ет, ограничивает и даж е направляет моду. История искусства показывает нам, что ес ли стиль сложился, если он обладает доста точной зрелостью, то, очевидно, переходы от одного «модного» варианта к другому более логичны, целесообразны и соподчине ны Целому, частью которого они являются. И наоборот: во времена бесстильности мо ду лихорадит, она бросается из одной крайности в другую. А как быть с известным изречением: «Модно то, что хорошо забыто»? Действи тельно, некоторые элементы, черты моды и даж е стиля исторически повторяются, про исходит рациональное использование всего того из прошлого, которое еще не исчерпа ло себя, еще имеет прогрессивные тенден ции, еще может служить в новых условиях. Например, мода на русские сапожки в к а кой-то степени есть повторение старинных сапожек, и все-таки сапожки современные — иные, чем были в прошлом. Кроме того, повторяемость форм в пред метной среде обусловлена еще недостаточ ным многообразием художественно-вырази тельных средств, которые здесь используют ся (в искусстве они намного богаче). Уже сегодня конструкторы автомобилей жалуют ся, что очень трудно стало им придумывать новые формы этих машин. Не слишком р аз бежится фантазия и художника-модельера при создании форм пальто, платья — естест венные очертания человеческого тела дер ж ат в рамках арсенал художественных средств. И поскольку элементарная красота одежды быстро «приедается», то вполне можно понять стремление человека приду мать что-то необычное, противоположное. Но ведь сумма выразительных средств огра ничена, и потому чаще всего в качестве это го «нового» выставляется уже использован ное, прежнее. Так как мода меняется быст ро, то модель длительной давности действи тельно выглядит «новее». И все-таки обще ственный, научно-технический, художест венный прогресс всегда пополняют вырази тельные средства, и с каждым новым мате риалом, с новой технологией изготовления предметов, с новыми событиями в жизни обогащается и палитра модельера. Каков же наш современный стиль и како вы основные черты моды наших дней? Черты нового стиля особенно заметны в тех видах искусства, которые ближе всего стоят к производству (декоративное искус ство и архитектура). Красота современных зданий заключается не в колоннах и ба рельефах (их-сейчас не делают), а в про стых конструкциях, обеспечивающих преж де всего максимальное удобство. Интерьер современных квартир тоже отличается стро гими линиями, легкими предметами с их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2