Сибирские огни, 1974, №7

ципы целесообразности, дифференциации одежды в соответствии с временами года, климатом, родом занятий, временем дня. Не случайно в наше время дневной рабочий костюм или костюм спортивный оказались самыми новаторскими, богатыми изобрете­ ниями и разнообразными формами, тогда как вечерний костюм, более удаленный от практических требований, гораздо более статичен. Мода отражает не только характер дея­ тельности людей, но и откликается на обще­ ственные события. После революции на Ку­ бе стало модно носить бороду. Шахматное соревнозание в Кюрасао породило моду на клетку в тканях. Гастролировавший на З а ­ паде ансамбль «Березка» положил дам на­ чало моды на русские платки. Полеты в космос родили массу космических рисунков на тканях. Примеров, когда в основе движе­ ния и изменения мод прежде всего лежит развитие общественной жизни, приводить можно много. В этой связи совсем нелепа разработанная западными психологами так называемая «теория изменчивости эроген­ ных зон», согласно которой, чтобы вызвать «устойчивый сексуальный интерес», женщи­ на должна постоянно менять силуэт своей фигуры, формы декольте, обнажая те или иные части тела. Этим, мол, и объясняется частая смена мод, и, следовательно, основа моды лежит будто бы вне сферы социаль­ ных отношений, а в самой природе челове­ ка. Однако полностью объяснить смену мод только социально-экономическими причина­ ми невозможно, здесь большую роль игра­ ет эстетическая сторона. Ведь от одежды человек получает не только практическое удовлетворение, но и эстетическое насла­ ждение. Пусть платье еще не износилось, но, коли оно уже не удовлетворяет вас эстети­ чески, вы перестаете его носить, оно «мо­ рально» устаревает. Красота в искусстве, особенно в декора­ тивном, своеобразна. Малейший штрих, кро­ шечная деталь иногда преображают облик человека, делают его более притягатель­ ным, красивым. Повяжет девушка косынку на шею или так напустит челку на глаза, что кажется, она преобразилась вся. Все дело в этом «чуть-чуть». Кто же не чув­ ствует этого, обычно теряет меру красоты, одевается броско, экстравагантно, крикливо. Лишь тот, кто имеет художественный- вкус, т. е. чувствует гармонию, пропорции и со­ размерность, одевается красиво. Красота одежды или прически более не­ устойчива и быстротечна, нежели красота в искусствах «изящных». Скульптурой бо­ гини победы Ники, созданной в Древней Греции, или написанной в XVIII веке музы­ кой Моцарта мы наслаждаемся сегодня так же, как наслаждались наши отцы и деды. А вот моды, которыми восхищались еще лет десять назад, воспринимаются сейчас уже некрасивыми, даж е уродливыми. Красота одежды быстро «набивает оскомину», она всегда требует чего-то нового, свежего, ори­ гинального. Этим в какой-то степени и объ­ ясняется быстрая смена мод. Естественно, люди всегда стремятся из­ менять и совершенствовать свой собствен­ ный внешний вид и внешний вид всего, что их окружает. Мода как раз .непрерывно и обновляет и освежает облик нашего быта, она меняет краски, ракурсы и «подает» человека в новом, свежем виде. «Мода на­ чинается с оригинальности,— говорит народ­ ный артист СССР Игорь Ильинский.— Мож­ но даже сказать, что мода — оригиналь­ ность, перестающая быть оригинальностью. Но не всякая оригинальность становится модой». С ним солидарен Б. Успенский: «Модой может стать только отклонение от нормы. Принятая в обществе норма не об­ ращает на себя внимания— это нейтраль­ ный фон. Многое, что сейчас составляет норму, носило в определенные моменты раз­ вития общества характер моды». И. Ильинский и Б. Успенский очень удач­ но подмечают историческое изменение ме­ ры красоты в одежде. Да, то, что стало обыденным, уже «приелось»,, не обращает на себя внимания. Нужна иная мера полно­ ты вещей, ее ищут и находят в новых, ори­ гинальных образцах, которые учитывают современные особенности жизни людей. Но для того, чтобы создать нечто эстетически ценное и передовое, нужен тонкий вкус и знание направления развития общественно­ го художественного вкуса. Мода костюма, мебели, и т. п. в той или иной степени относится к художественному творчеству, ,в частности, декоративно-при­ кладному искусству. Мода — результат вза­ имодействия творчества художника с по­ стоянно меняющимися вкусами и потребно­ стями более или менее широкого круга лю­ дей. С одной стороны, мода является обя­ зательно новой эстетической ценностью, ори­ гинальным творчеством художника, а с другой — распространением этого образна на большое количество людей. А, как из­ вестно, красота не терпит подражания, она всегда неповторима и самобытна. Как вый­ ти из этого противоречия? В прежние времена лидером в области моды была знать, королевский двор. Так. в XIX веке законодательницей женских мод была французская королева Евгения. В об­ ласти мужских мод тон задавал англий­ ский королевский дом. Рассказывают: на памятнике одного из английских королей от­ мечено, что ему принадлежит великая честь изобретения... смокинга. Наряду с этим бы­ ли и некоронованные законодатели мод. Н а­ пример, англичанина Георга Бруммеля (1778— 1840) прозвали «королем моды» за то, что он обладал большим вкусом, умел хорошо одеваться и «вводить моды». Ему приписывается особая заслуга ,в культиви­ ровании эстетической категории «элегант­ ности». Имя портного Пакена в свое время было известно всему миру не менее, чем имя знаменитого тенора или пианиста. В настоящее время созданием образцов будущей моды занимаются квалифициро­ ванные модельеры, модные журналы, знаме­ нитые фирмы художественного шитья, вы­ рабатывающие определенное направление на основе творческих предложений худож ­ ников домов моделей союзных республик. Эти предложения широко обсуждаются на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2