Сибирские огни, 1974, №7
ципы целесообразности, дифференциации одежды в соответствии с временами года, климатом, родом занятий, временем дня. Не случайно в наше время дневной рабочий костюм или костюм спортивный оказались самыми новаторскими, богатыми изобрете ниями и разнообразными формами, тогда как вечерний костюм, более удаленный от практических требований, гораздо более статичен. Мода отражает не только характер дея тельности людей, но и откликается на обще ственные события. После революции на Ку бе стало модно носить бороду. Шахматное соревнозание в Кюрасао породило моду на клетку в тканях. Гастролировавший на З а паде ансамбль «Березка» положил дам на чало моды на русские платки. Полеты в космос родили массу космических рисунков на тканях. Примеров, когда в основе движе ния и изменения мод прежде всего лежит развитие общественной жизни, приводить можно много. В этой связи совсем нелепа разработанная западными психологами так называемая «теория изменчивости эроген ных зон», согласно которой, чтобы вызвать «устойчивый сексуальный интерес», женщи на должна постоянно менять силуэт своей фигуры, формы декольте, обнажая те или иные части тела. Этим, мол, и объясняется частая смена мод, и, следовательно, основа моды лежит будто бы вне сферы социаль ных отношений, а в самой природе челове ка. Однако полностью объяснить смену мод только социально-экономическими причина ми невозможно, здесь большую роль игра ет эстетическая сторона. Ведь от одежды человек получает не только практическое удовлетворение, но и эстетическое насла ждение. Пусть платье еще не износилось, но, коли оно уже не удовлетворяет вас эстети чески, вы перестаете его носить, оно «мо рально» устаревает. Красота в искусстве, особенно в декора тивном, своеобразна. Малейший штрих, кро шечная деталь иногда преображают облик человека, делают его более притягатель ным, красивым. Повяжет девушка косынку на шею или так напустит челку на глаза, что кажется, она преобразилась вся. Все дело в этом «чуть-чуть». Кто же не чув ствует этого, обычно теряет меру красоты, одевается броско, экстравагантно, крикливо. Лишь тот, кто имеет художественный- вкус, т. е. чувствует гармонию, пропорции и со размерность, одевается красиво. Красота одежды или прически более не устойчива и быстротечна, нежели красота в искусствах «изящных». Скульптурой бо гини победы Ники, созданной в Древней Греции, или написанной в XVIII веке музы кой Моцарта мы наслаждаемся сегодня так же, как наслаждались наши отцы и деды. А вот моды, которыми восхищались еще лет десять назад, воспринимаются сейчас уже некрасивыми, даж е уродливыми. Красота одежды быстро «набивает оскомину», она всегда требует чего-то нового, свежего, ори гинального. Этим в какой-то степени и объ ясняется быстрая смена мод. Естественно, люди всегда стремятся из менять и совершенствовать свой собствен ный внешний вид и внешний вид всего, что их окружает. Мода как раз .непрерывно и обновляет и освежает облик нашего быта, она меняет краски, ракурсы и «подает» человека в новом, свежем виде. «Мода на чинается с оригинальности,— говорит народ ный артист СССР Игорь Ильинский.— Мож но даже сказать, что мода — оригиналь ность, перестающая быть оригинальностью. Но не всякая оригинальность становится модой». С ним солидарен Б. Успенский: «Модой может стать только отклонение от нормы. Принятая в обществе норма не об ращает на себя внимания— это нейтраль ный фон. Многое, что сейчас составляет норму, носило в определенные моменты раз вития общества характер моды». И. Ильинский и Б. Успенский очень удач но подмечают историческое изменение ме ры красоты в одежде. Да, то, что стало обыденным, уже «приелось»,, не обращает на себя внимания. Нужна иная мера полно ты вещей, ее ищут и находят в новых, ори гинальных образцах, которые учитывают современные особенности жизни людей. Но для того, чтобы создать нечто эстетически ценное и передовое, нужен тонкий вкус и знание направления развития общественно го художественного вкуса. Мода костюма, мебели, и т. п. в той или иной степени относится к художественному творчеству, ,в частности, декоративно-при кладному искусству. Мода — результат вза имодействия творчества художника с по стоянно меняющимися вкусами и потребно стями более или менее широкого круга лю дей. С одной стороны, мода является обя зательно новой эстетической ценностью, ори гинальным творчеством художника, а с другой — распространением этого образна на большое количество людей. А, как из вестно, красота не терпит подражания, она всегда неповторима и самобытна. Как вый ти из этого противоречия? В прежние времена лидером в области моды была знать, королевский двор. Так. в XIX веке законодательницей женских мод была французская королева Евгения. В об ласти мужских мод тон задавал англий ский королевский дом. Рассказывают: на памятнике одного из английских королей от мечено, что ему принадлежит великая честь изобретения... смокинга. Наряду с этим бы ли и некоронованные законодатели мод. Н а пример, англичанина Георга Бруммеля (1778— 1840) прозвали «королем моды» за то, что он обладал большим вкусом, умел хорошо одеваться и «вводить моды». Ему приписывается особая заслуга ,в культиви ровании эстетической категории «элегант ности». Имя портного Пакена в свое время было известно всему миру не менее, чем имя знаменитого тенора или пианиста. В настоящее время созданием образцов будущей моды занимаются квалифициро ванные модельеры, модные журналы, знаме нитые фирмы художественного шитья, вы рабатывающие определенное направление на основе творческих предложений худож ников домов моделей союзных республик. Эти предложения широко обсуждаются на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2