Сибирские огни, 1974, №7
родов все новые и новые формы, методы, приемы художественной обработки их пред метной среды. Чем же вызываются смены мод? Говорят, мода причудлива, капризна, и трудно объ яснить, чем она вызывается к жизни. Об этом писал еще Вольтер: «Существует боги ня непостоянная, беспокойная, странная в своих вкусах, безумная в своих украшениях, которая появляется, возвращается и рож дается во. все времена; Протей был ее от цом, и имя ее Мода». В самом деле, трудно объяснить, почему, скажем, в прошлом году пояс платья нахо дился в талии, а ныне — на линии бедер.*Во времена Елизаветы Английской большое де кольте женского платья ассоциировалось с девственностью, с невинностью, с образом девы Марии, и придворные дамы считали долгом носить его ради протестантской строгости нравов. Закрытые же платья счи тались неприличными, как выражение от кровенного порока. Изменчивы, случайны и необъяснимы иде алы силуэта человеческой фигуры, которые год за годом выдвигает мода. Так, в 70-х годах XIX века в женский туалет был вве ден забытый ныне турнюр, непомерно вги бающий спину и до неестественных разме ров увеличивающий заднюю часть юбок. А вот в 20-х годах нашего века вошло в моду походить на мальчиков и девочек, и тогда женщины с энтузиазмом наряжались в кор сеты, которые сводили на нет бедра и грудь. Несмотря на капризы моды, ее загадки и ' тайны можно разгадывать. Многие умы прошлого пытались объяснить природу мо ды, причины ее прявлепия, источник движе ния.' Так, Лабрюйер, стараясь вскрыть сущность моды, посвящает ей в «Характерах» отдель ную статью, где пишет; «Одна мода пола гает и уничтожает другую, которая уступа ет ей сама, но каждая из них не похожа на предшествующую — таково наше легкомыс лие. Эти постоянные перемены наполняют зек, который превращает наряды в прехо дящие веши и ничего более. В моде самым интересным бывает то, что является наибо лее старым, забытым». А французский про светитель Монтескье писал: «Желание нра виться более, чем другие, порождает наря ды; а желание нравиться более, чем мо жешь сам по себе, порождает моды. Источ ник движения моды в тщеславии». Ошибка Монтескье заключается в том, что он все об щественное, в том числе и моду, выводил из «человеческой природы». Но ведь сама- то человеческая природа является продук том социальных отношений. Так что и при чины возникновения мод тоже надо объяс нять экономическими и общественными при чинами. Таков марксистский подход к ис следуемым явлениям. На зависимость моды от материальной жизни указывал в свое время Бальзак в «Трактате об элегантности»: «Моду всегда рассматривают в связи с костюмом — это наиболее выразительный из всех ее симво лов. Революция коснулась также и вопро сов моды, это была распря между шелком и сукном. Но в настоящее время мода боль ше не ограничивается роскошью отдельного лица. Материальная жизнь, будучи объек том всеобщего прогресса, получила огром ное развитие... Поэтому, диктуя законы эле гантности, не охватывает ли мода все искус ства? Она начало творчества, так же — как и творения. Не является ли она печатью, которой единодушное одобрение отмечает изобретение нового, увеличивающее благо состояние человека? Встречая и возвещая прогресс, она становится во главе всего, она производит революцию в музыке, в литера туре, в рисунке и архитектуре». Позднее все больше и больше отмечается связь моды с теми изменениями, которые происходят в общественной жизни. Вернер Зомбарт в труде «Современный капита лизм» (1902) рассматривает моду с точки зрения значения ее в хозяйственной жизни и влияния на характер потребления. Он говорит, что настоящая массовость моды и быстрота темпов ее смены появились лишь в условиях развитого капита листического общества. Причины, породив шие формы современного костюма женщин, прекрасно раскрыты в книге' Рене Бизе «Мода». Она... «отражает обычаи време ни»,— говорит автор. Например, во време на первой мировой войны на моду повлия ли новые силы: труд женщин (они замени ли многих мужчин), ограниченность их ма териальных ресурсов, траур, появление но вых профессий, спорт. Практичность, удоб ство считались необходимым мерилом жиз ни, темпы которой становились все более стремительными. В основе возникновения прогрессивной моды лежит целесообразность. «Реформи рует» одежду только та мода, которая име ет практическое значение. К примеру, в XIX веке в Европе не раз имели место по пытки ввести для женщин «дуалистическое одеяние», в том числе и брюки. Но тогда они успеха не имели, поскольку женщины не занимались мужским трудом. Введение в обиход панталон в конце XVIII века было данью революционной мо де, но это определило развитие стиля муж ской одежды, равно как и появление гал стука. Возникновение женской кофты тоже было модой, но имело строго практическое обоснование. А всякие непрактические мо ды, вроде юбки типа «споткнись», оказыва ются всегда однодневками. В XIX веке окончательно формируется современный мужской костюм, приспособ ленный к деловой жизни. Женское платье изменялось гораздо медленнее. Однако и в нем, уже в начале нашего столетия, проис ходит решительный сдвиг в сторону целесо образности, который не без основания свя зывают с демократическим движением за раскрепощение женщин, с открывшимися перед женщинами новыми возможностями участия в общественных делах и труде. Еще 50 — 60 лет назад женский вечерний костюм мало чем отличался в своей конст рукции от дневного костюма. Летом и зи мой женщины носили почти одинаковые платья, которые весили тогда примерно в четыре раза больше мужского. И лишь XX век выдвинул достаточно развернутые прин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2