Сибирские огни, 1974, №7

родов все новые и новые формы, методы, приемы художественной обработки их пред­ метной среды. Чем же вызываются смены мод? Говорят, мода причудлива, капризна, и трудно объ­ яснить, чем она вызывается к жизни. Об этом писал еще Вольтер: «Существует боги­ ня непостоянная, беспокойная, странная в своих вкусах, безумная в своих украшениях, которая появляется, возвращается и рож­ дается во. все времена; Протей был ее от­ цом, и имя ее Мода». В самом деле, трудно объяснить, почему, скажем, в прошлом году пояс платья нахо­ дился в талии, а ныне — на линии бедер.*Во времена Елизаветы Английской большое де­ кольте женского платья ассоциировалось с девственностью, с невинностью, с образом девы Марии, и придворные дамы считали долгом носить его ради протестантской строгости нравов. Закрытые же платья счи­ тались неприличными, как выражение от­ кровенного порока. Изменчивы, случайны и необъяснимы иде­ алы силуэта человеческой фигуры, которые год за годом выдвигает мода. Так, в 70-х годах XIX века в женский туалет был вве­ ден забытый ныне турнюр, непомерно вги­ бающий спину и до неестественных разме­ ров увеличивающий заднюю часть юбок. А вот в 20-х годах нашего века вошло в моду походить на мальчиков и девочек, и тогда женщины с энтузиазмом наряжались в кор­ сеты, которые сводили на нет бедра и грудь. Несмотря на капризы моды, ее загадки и ' тайны можно разгадывать. Многие умы прошлого пытались объяснить природу мо­ ды, причины ее прявлепия, источник движе­ ния.' Так, Лабрюйер, стараясь вскрыть сущность моды, посвящает ей в «Характерах» отдель­ ную статью, где пишет; «Одна мода пола­ гает и уничтожает другую, которая уступа­ ет ей сама, но каждая из них не похожа на предшествующую — таково наше легкомыс­ лие. Эти постоянные перемены наполняют зек, который превращает наряды в прехо­ дящие веши и ничего более. В моде самым интересным бывает то, что является наибо­ лее старым, забытым». А французский про­ светитель Монтескье писал: «Желание нра­ виться более, чем другие, порождает наря­ ды; а желание нравиться более, чем мо­ жешь сам по себе, порождает моды. Источ­ ник движения моды в тщеславии». Ошибка Монтескье заключается в том, что он все об­ щественное, в том числе и моду, выводил из «человеческой природы». Но ведь сама- то человеческая природа является продук­ том социальных отношений. Так что и при­ чины возникновения мод тоже надо объяс­ нять экономическими и общественными при­ чинами. Таков марксистский подход к ис­ следуемым явлениям. На зависимость моды от материальной жизни указывал в свое время Бальзак в «Трактате об элегантности»: «Моду всегда рассматривают в связи с костюмом — это наиболее выразительный из всех ее симво­ лов. Революция коснулась также и вопро­ сов моды, это была распря между шелком и сукном. Но в настоящее время мода боль­ ше не ограничивается роскошью отдельного лица. Материальная жизнь, будучи объек­ том всеобщего прогресса, получила огром­ ное развитие... Поэтому, диктуя законы эле­ гантности, не охватывает ли мода все искус­ ства? Она начало творчества, так же — как и творения. Не является ли она печатью, которой единодушное одобрение отмечает изобретение нового, увеличивающее благо­ состояние человека? Встречая и возвещая прогресс, она становится во главе всего, она производит революцию в музыке, в литера­ туре, в рисунке и архитектуре». Позднее все больше и больше отмечается связь моды с теми изменениями, которые происходят в общественной жизни. Вернер Зомбарт в труде «Современный капита­ лизм» (1902) рассматривает моду с точки зрения значения ее в хозяйственной жизни и влияния на характер потребления. Он говорит, что настоящая массовость моды и быстрота темпов ее смены появились лишь в условиях развитого капита­ листического общества. Причины, породив­ шие формы современного костюма женщин, прекрасно раскрыты в книге' Рене Бизе «Мода». Она... «отражает обычаи време­ ни»,— говорит автор. Например, во време­ на первой мировой войны на моду повлия­ ли новые силы: труд женщин (они замени­ ли многих мужчин), ограниченность их ма­ териальных ресурсов, траур, появление но­ вых профессий, спорт. Практичность, удоб­ ство считались необходимым мерилом жиз­ ни, темпы которой становились все более стремительными. В основе возникновения прогрессивной моды лежит целесообразность. «Реформи­ рует» одежду только та мода, которая име­ ет практическое значение. К примеру, в XIX веке в Европе не раз имели место по­ пытки ввести для женщин «дуалистическое одеяние», в том числе и брюки. Но тогда они успеха не имели, поскольку женщины не занимались мужским трудом. Введение в обиход панталон в конце XVIII века было данью революционной мо­ де, но это определило развитие стиля муж ­ ской одежды, равно как и появление гал­ стука. Возникновение женской кофты тоже было модой, но имело строго практическое обоснование. А всякие непрактические мо­ ды, вроде юбки типа «споткнись», оказыва­ ются всегда однодневками. В XIX веке окончательно формируется современный мужской костюм, приспособ­ ленный к деловой жизни. Женское платье изменялось гораздо медленнее. Однако и в нем, уже в начале нашего столетия, проис­ ходит решительный сдвиг в сторону целесо­ образности, который не без основания свя­ зывают с демократическим движением за раскрепощение женщин, с открывшимися перед женщинами новыми возможностями участия в общественных делах и труде. Еще 50 — 60 лет назад женский вечерний костюм мало чем отличался в своей конст­ рукции от дневного костюма. Летом и зи­ мой женщины носили почти одинаковые платья, которые весили тогда примерно в четыре раза больше мужского. И лишь XX век выдвинул достаточно развернутые прин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2