Сибирские огни, 1974, №7
А. Пепелышев ЭСТЕТИКА МОДЫ Нам часто приходится слышать: «Это сей час модно», «модный костюм», «модная прическа», «модный сервис» и т. д. Причем слово «мода» произносится то пренебрежи тельно, то с интересом и даж е восторгом. Например, применительно к костюму, мебе ли, танцам — модность признается каче ством положительным, хотя всегда можно встретить и немало противников ее. А для поэзии, живописи и других «изящных» ис кусств считаться с переменчивой модой поч ти оскорбительно. Толкования о моде — самые противоречи вые. Одни утверждают, что мода — копиро вание красоты, а всякое копирование — это уже разрушение красоты, опошление ее. И поскольку мода рождается стихийно, лише на иной раз целесообразности и логики, по этому, мол, она является лишь суррогатом художественного стиля. Другие же, наобо рот, отстаивают важную роль моды в одеж де, мебели, подчеркивая, что здесь мода не является диктатором, подавляющим индиви дуальные вкусы, а служит воспитанию чув ства красоты. И главное ее достоинство в том, что она чутко реагирует на обществен ные события и всегда соответствует своему времени. Двойственность моды отмечали еще мы слители прошлого. Так, Гегель говорил: «Следовать моде глупо, отставать от нее смешно». Подобное остроумное выражение ходило в конце XVIII века: «Моду распро страняют глупцы, но мудрые не хогят от ставать от них. И если смешно, что мода обладает настоящим могуществом, то еще более смешно не следовать ей». Что же представляет собой мода? И как она возникла? Утверждают, что те или иные новшества в моде происходили совсем случайно. Од нажды наемные солдаты, расположившиеся в Париже, были подняты по ночной тревоге. Пристегивать громоздкие воротники было некогда, и находчивые военные обмотали шеи полосками тканей. Так появился гал стук. Или еще пример. Как-то на званом обеде принц Уэльский перегрузил свой же лудок и решил отстегнуть одну пуговицу жилета. Хозяин дома, исповедуя светское правило, которое учит, что воспитание че ловека проявляется в том, чтобы не заме чать нарушений поведения у других, тот час ж е отстегнул поговицу на свом жилете, что сделами и другие гости. Так возникла новая мода. Но это — шутки истории, мода же требует серьезного научного подхода. В средние века слово «мода» обозначало обычай, образ действий или манеру, и толь ко в XVI веке получило смысл, близкий к современному. Им обозначали частую сме ну различных форм, деталей, отдельных ча стей костюма у феодальной знати и быст ро распространяющееся подражание этому среди богатых слоев' городского населения. Мода, таким образом, объединяет и возник новение нового образца, и подражание ему. И уже тогда мода имела своих врагов, вос стававших против новых обычаев. Феодаль ная знать и зарождающаяся буржуазия ви дели в моде явление, вносящее в жизнь р аз нообразие, необходимое для того, чтбы при влекательность мужчин и женщин никогда не исчезала. Интересно отметить, что фео дальная знать воспринимала моду как свою особую привилегию, как символ своего со словного превосходства. Указы о запреще нии другим сословиям и социальным груп пам носить дорогие одежды и украшения часто издавались во всех государствах З а падной Европы. Широкое распространение моды характер но для XVIII века. Она регламентируется специальными королевскими указами, кото рые стремятся ввести ее в определенное рус ло. Так, указом Людовика XlV была упоря дочена сезонность в одежде, и в летнее время к королевскому двору нельзя было являться в зимнем костюме. Мода ста ла распространяться также среди широких слоев городского населения, и вечером гер цогиня и горничная нередко были одеты одинаково. Модная одежда все больше и больше стала сменять традиционные нацио нальные костюмы. В последующие времена каждый истори ческий период имел свои характерные моды. Мода стала самоновейшим способом худо жественного оформления вещей и предме тов. В течение ряда столетий мода была рево люционной силой, ломающей закостенелые привычки и традиции, вовлекающей в по вседневный эстетический обиход эпох и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2