Сибирские огни, 1974, №7
жеств находятся документы, свидетельст вующие о крайней нужде художника после 1821 года. В одном из писем того времени к президенту Академии художеств А. Н. Оленину просьбу купить его картины Мар тынов сопровождает следующими словами: «Произведенный ныне в положение самое тягостное по причине слабости здоровья, препятствующего мне трудами своими до ставлять большому семейству пропитание, осмеливаюсь прибегнуть к известному вели кодушию вашего превосходительства» 10. О том же пишет в 1825 году к Оленину после того, как- Мартынов уехал в Италию для по правления здоровья, его сын Александр: «Беспрестанно борюсь со всевозможными не счастьями, из коих чрезвычайные недостат ки, или, лучше сказать, крайняя нищета, причина огорчений матери и страданий сес тер моих, привели меня в такое положение, что я уже лишился всех средств к нашему существованию»11. Однако эти документы относятся к концу жизни художника. Они не дают еще основания считать, что бед ность сопровождала мастера всегда. Поиски материалов, связанных с местом службы Мартынова, привели к переписке между кан целяриями двух ведомств Российской импе рии. В 1820 году канцелярия Дирекции Им ператорских театров запрашивает у канце лярии Академии художеств формулярный список «о службе состоящего в ведомстве сей Академии худохсеств советника оной Андрея Мартынова». Академия художеств отвечает: «Поелику Советник сей Академии Андрей Мартынов в действительной службе при оной не состоит, а принадлежит к сословию ее по его токмо художественному званию, то формулярного списка о службе его доставить не можем»12. Возвратившись из поездки в Китай, Мар тынов определяется «в Императорскую теат ральную дирекцию декоратором в 1808 году с окладом 3000 рублей в год» 13. Из дел то го же ведомства узнаем, что'он уволен со службы в Дирекции «8 генваря 1821 года» со следующим аттестатом: «Во время быт ности его в оной должность свою при от личных способностях исправлял с пример ным усердием и деятельностью» 14. Следовательно, с 1808 по 1821 год худож ник работал декоратором и получал жалова ние в 3000 рублей в год, что значительно превышало вознаграждение за труд у пре подавателей Академии художеств. Потому материальные соображения в стремлении к преподаванию, на которые ссылается А. А. Федоров-Давыдов, вряд ли можно считать справедливыми. Однако необходимо иметь в виду, что в Дирекции Императорских теат ров Мартынов работал с такими известны ми мастерами декорационной живописи, как Гонзаго, Каноппи, Корсини. Дела «о деко рациях» свидетельствуют о том, что Марты нову редко поручались большие самостоя тельные работы 15. В основном он занимался «поправлением» старых декораций и добав лениями к ним 16. Декорационная живопись обладает своей спецификой, которой великолепно соответст вуют известные нам живописные и графиче ские работы Корсини и Гонзаго. Творчеству же Мартынова свойственны совершенно иные качества. * В его живопис ных и графических произведениях нет эф фектности, фантастичности. Напротив, его пейзажи просты по мотивам, лиричны. Сам художник, несомненно, чувствовал в себе бо лее станковиста, чем декоратора. В своих письмах он неоднократно подчеркивал, что стремится быть ближе к реальной природе. Так, в прошении о назначении Мартынова преподавателем в Академию художеств чи таем: «Для усовершенствования себя в ху дожестве несколько раз путешествовал я по Российской Империи...»17 В письме к Александру I он пишет: «Обра зованный в Императорской Академии худо жеств, за успех в науках Высочайшим ука зом послан для окончания курса в Италию, где щедроты Монаршие, счастливая природа земли, остатки изящного во всех родах ху дожеств возвысили дух мой, преисполнили рвением, и я написал несколько видов, сколько возможно близких к природе» 18. Но желания художника не были поняты Академией. Он оставляет мечту о препода вании. Дослужив положенный срок, Марты нов уходит на пенсию в 1821 году. И имен но с этого времени начинается его переписка с Олениным, из которой следует, что худож ник испытывает материальные затруднения. Мартынов, как уже сказано, умер в Риме 19 октября 1826 года 19. Прошло двенадцать лет, и в залах Академии художеств была устроена выставка его работ. Уже сам этот факт свидетельствует о признании таланта Мартынова его младшими современника ми 20. Художник скончался вдали от родины, в бедности21. Произведения его оказались в частных руках. Сколь-нибудь полных воспо минаний о нем никто не оставил22. В творческой судьбе Андрея Ефимовича Мартынова поездка по Сибири оставила глу^ бокий след. Художник в течение всей своей жизни обращался к сибирской теме, поль зуясь .воспоминаниями и бесконечно повто ряя работы, привезенные из путешествия. Знакомство с Сибирью в значительной сте пени помогло Мартынову отойти от приня тых в его время театральных, кулисных пей зажей. Его виды Петербурга — лучшее сви детельство того, что художник стремился пе редать окружающую природу просто, естест венно, приближая изображение к действи тельности:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2