Сибирские огни, 1974, №7

жеств находятся документы, свидетельст­ вующие о крайней нужде художника после 1821 года. В одном из писем того времени к президенту Академии художеств А. Н. Оленину просьбу купить его картины Мар­ тынов сопровождает следующими словами: «Произведенный ныне в положение самое тягостное по причине слабости здоровья, препятствующего мне трудами своими до­ ставлять большому семейству пропитание, осмеливаюсь прибегнуть к известному вели­ кодушию вашего превосходительства» 10. О том же пишет в 1825 году к Оленину после того, как- Мартынов уехал в Италию для по­ правления здоровья, его сын Александр: «Беспрестанно борюсь со всевозможными не­ счастьями, из коих чрезвычайные недостат­ ки, или, лучше сказать, крайняя нищета, причина огорчений матери и страданий сес­ тер моих, привели меня в такое положение, что я уже лишился всех средств к нашему существованию»11. Однако эти документы относятся к концу жизни художника. Они не дают еще основания считать, что бед­ ность сопровождала мастера всегда. Поиски материалов, связанных с местом службы Мартынова, привели к переписке между кан­ целяриями двух ведомств Российской импе­ рии. В 1820 году канцелярия Дирекции Им­ ператорских театров запрашивает у канце­ лярии Академии художеств формулярный список «о службе состоящего в ведомстве сей Академии худохсеств советника оной Андрея Мартынова». Академия художеств отвечает: «Поелику Советник сей Академии Андрей Мартынов в действительной службе при оной не состоит, а принадлежит к сословию ее по его токмо художественному званию, то формулярного списка о службе его доставить не можем»12. Возвратившись из поездки в Китай, Мар­ тынов определяется «в Императорскую теат­ ральную дирекцию декоратором в 1808 году с окладом 3000 рублей в год» 13. Из дел то­ го же ведомства узнаем, что'он уволен со службы в Дирекции «8 генваря 1821 года» со следующим аттестатом: «Во время быт­ ности его в оной должность свою при от­ личных способностях исправлял с пример­ ным усердием и деятельностью» 14. Следовательно, с 1808 по 1821 год худож­ ник работал декоратором и получал жалова­ ние в 3000 рублей в год, что значительно превышало вознаграждение за труд у пре­ подавателей Академии художеств. Потому материальные соображения в стремлении к преподаванию, на которые ссылается А. А. Федоров-Давыдов, вряд ли можно считать справедливыми. Однако необходимо иметь в виду, что в Дирекции Императорских теат­ ров Мартынов работал с такими известны­ ми мастерами декорационной живописи, как Гонзаго, Каноппи, Корсини. Дела «о деко­ рациях» свидетельствуют о том, что Марты­ нову редко поручались большие самостоя­ тельные работы 15. В основном он занимался «поправлением» старых декораций и добав­ лениями к ним 16. Декорационная живопись обладает своей спецификой, которой великолепно соответст­ вуют известные нам живописные и графиче­ ские работы Корсини и Гонзаго. Творчеству же Мартынова свойственны совершенно иные качества. * В его живопис­ ных и графических произведениях нет эф­ фектности, фантастичности. Напротив, его пейзажи просты по мотивам, лиричны. Сам художник, несомненно, чувствовал в себе бо­ лее станковиста, чем декоратора. В своих письмах он неоднократно подчеркивал, что стремится быть ближе к реальной природе. Так, в прошении о назначении Мартынова преподавателем в Академию художеств чи­ таем: «Для усовершенствования себя в ху­ дожестве несколько раз путешествовал я по Российской Империи...»17 В письме к Александру I он пишет: «Обра­ зованный в Императорской Академии худо­ жеств, за успех в науках Высочайшим ука­ зом послан для окончания курса в Италию, где щедроты Монаршие, счастливая природа земли, остатки изящного во всех родах ху­ дожеств возвысили дух мой, преисполнили рвением, и я написал несколько видов, сколько возможно близких к природе» 18. Но желания художника не были поняты Академией. Он оставляет мечту о препода­ вании. Дослужив положенный срок, Марты­ нов уходит на пенсию в 1821 году. И имен­ но с этого времени начинается его переписка с Олениным, из которой следует, что худож ­ ник испытывает материальные затруднения. Мартынов, как уже сказано, умер в Риме 19 октября 1826 года 19. Прошло двенадцать лет, и в залах Академии художеств была устроена выставка его работ. Уже сам этот факт свидетельствует о признании таланта Мартынова его младшими современника­ ми 20. Художник скончался вдали от родины, в бедности21. Произведения его оказались в частных руках. Сколь-нибудь полных воспо­ минаний о нем никто не оставил22. В творческой судьбе Андрея Ефимовича Мартынова поездка по Сибири оставила глу^ бокий след. Художник в течение всей своей жизни обращался к сибирской теме, поль­ зуясь .воспоминаниями и бесконечно повто­ ряя работы, привезенные из путешествия. Знакомство с Сибирью в значительной сте­ пени помогло Мартынову отойти от приня­ тых в его время театральных, кулисных пей­ зажей. Его виды Петербурга — лучшее сви­ детельство того, что художник стремился пе­ редать окружающую природу просто, естест­ венно, приближая изображение к действи­ тельности:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2