Сибирские огни, 1974, №7
Интересны некоторые замечания художни ка о ссыльных, брошенные как бы вскользь. Если вспомнить, что эти строки написаны в первые годы царствования Александра I, вернувшего многих, сосланных Павлом, то слова Мартынова приобретают особую ок раску. Восхищаясь Иркутском, «самым от даленным юродом Российской империи», он отмечает: «В городе есть много отличных художников и ремесленников из числа ссы лочных, кои по мудрым мерам, взятым здешним правительством — подобно как в Северной Америке, — суть из числа полез нейших и тихих членов общества». Еще бо лее четко выражена та же мысль в расска зе о жителях деревень около Селенги. «Как удивится путешественник, взойдя в избу к мужику и найдя за бедною зыбкою прекрас ную женщину, в толстом сарафане, усып- Прошло двадцать лет после поездки по Си бири. Что же сделал Мартынов за эти годы? Что вообще нам известно о нем? А. Е. Мартынов принадлежит к числу тех русских художников, биографические све дения о которых отличаются чрезвычайной скудостью и художественное наследие кото рых до сих пор не приведено в порядок. Это не значит, что он был малозначительным или неизвестным художником в свое время. В современных историях искусства его имя называют в числе лучших пейзажистов кон ца XVIII — начала XIX веков. Тем не менее, его творческая и личная судьба известна еще далеко не полно. В свое время А. Е. Мартынов работал во дворцах крупнейших вельмож начала столе тия. В литографиях издавались его «Путе шествия от Москвы до китайской границы», ляющую свое дитя прелестным французским романсом! Или за умеренною трапезою, со стоящею из черного хлеба и молока,— уст ные суждения и диспуты о свободных худо жествах, о древностях Греции и Рима, о ли тературе французской, немецкой, англий ской. И эти честные, добрые, смиренные зем ледельцы суть ссыльные преступники, изве стные здесь под именем несчастных». Позднее, через два десятка лет, новое по коление ссыльных — декабристы вначале представят себе Сибирь «холодной, мрач ной, стражной, заселенной простодушным и бедным народом», но, как и художник, они «вдруг увидели огромные слободы, где не было ни одной соломенной крыши, и народ — разгульный и бойкий»*1. Те же места и — очень похожие впечатления. Например, о Байкале восторженный Лорер пишет: «С восходом солнца мы любовались чудной картиной. Байкал окружен горами, покры тыми вековым лесом, и казался нам тогда огромным зеркалом в обширной великолеп ной раме»7. Записки и воспоминания декабристов о Сибири теперь широко известны. В 1826 го ду, когда многие из них начинали свой путь в далекий край, художник умер в Италии. виды Петербурга и его окрестностей. Как пишется в журнале «Старые годы» за 1912 год, «чудесные виды Петербурга и его окре стностей Мартынова, его превосходные ри сунки костюмов и бытовые сценки имели при выходе громадный успёх и вызвали мно го подражателей» 8. Из справочников и литературы известно, что Мартынов родился в 1768 году. В 1788 году закончил Академию художеств и был послан в «чужие края пенсионером». В 1795 году назначен академиком, в 1802 году — советником Академии художеств. Известно, что в 1812 году он подавал прошение в Ака демию на, замещение должности преподава теля по ландшафтному классу, в чем ему было отказано. В 1806 году художник вер нулся из путешествия с русским посольст вом. Где служил А. Е. Мартынов с 1806 по 1812 год? и с 1812 года до конца жизни? Видный историк русского искусства А. А. Федоров-Давыдов объясняет стремление Мартынова к преподавательской деятельно сти необходимостью в заработке, так как ос новным средством существования для Мар тынова, по мнению автора, была лишь про даж а работ 9. Действительно, в делах Академии худо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2