Сибирские огни, 1974, №7
Посвящая Байкалу четыре акварели, уди вительно тонкие в цвете, художник так опи сывает озеро: «Оно окружено Саянскими го рами, коих беспрерывная цепь и картинное разнообразие представляет взорам путеше ственника разительное величие природы! Од ни скрывают в облаках вершины свои, об ложенные вечными снегами, другие, возвы шаясь и умаляясь постепенно, представляют приятные покатости, осененные кедровыми лесами и богатыми лугами, покрытыми туч ными пожителями, — одним словом, приро да истощила на берега Байкала все дары свои, все, что ни имеют удивительного Аль пы, Кавказ и Кордильеры!» Казалось бы, Байкал вобрал в себя все восхищение живописца. Но нет. Впереди у художника знакомство с Селенгой. Совер шенно потрясенный красотами реки, Марты нов пишет: «Ничто не может быть прелест нее и величественнее берегов реки Селенги. Во многих местах они состоят из неприступ ных крутых утесов, походящих на разорен ные и обрушившиеся стенные зубцы испо линских готических замков, образованных в тысячи различных видов, до небес возвы шающихся и с гордым презрением взираю щих на грозные волны, об них разбиваю щиеся». Этот музыкальный романтический аккорд завершается словами истинного художника, сравнивающего все в природе с искусством: «Некоторые из сил громадных произведе ний природы так удивительно расположены, что трудно увериться, чтоб рука искусства не участвовала в их строении». Воспитанный в духе классицизма, с его строгими канонами, театральной, кулисной трактовкой пейзажа, художник -столкнулся с дикой, но величественной и цельной приро дой. В его видах, исполненных во время пу тешествия, при всей их классической урав новешенности, побеждает реальность цвето вых сочетаний, живость и подлинность вы бранных ситуаций. Введение в пейзаж фи гуры иди сцены не воспринимается как стаффаж. Они органично связаны с приро дой, живут, действуют в ней. Чем больше восторгается художник красотой пейзажей в описаниях, тем естественнее, одухотворен нее его изображения. Так, полюбившиеся бе рега Байкала живописец изображает с не ожиданных точек, когда в единстве слива ются сочность зелени берегов и тонкое изя щество голубизны воды, неба, дымки горных вершин. Быстро мчащаяся по берегу кибитка или перепрыгивающий заграждение олень — как бы подтверждение реальности этого ска зочного мира. Самые лиричные акварельные пейзажи ху дожника — о Селенге. Как всегда, тонкие пятна акварели сочетаются с легчайшими прикосновениями пера для обозначения кон туров. В изысканной зелено-голубой гамме пейзажа центром композиции становятся фи гуры людей в ярких одеждах, стада живот ных. Но явное присутствие человека не на зойливо. Оно делает пейзаж красочнее, при дает ему живость. Заметки в альбоме постепенно приобрета ют характер и значение дневника. Живопи сец искренно и непосредственно фиксирует свои впечатления и наблюдения. В его соз нании как бы развенчиваются книжные представления о Сибири, с которыми он на чинал путь. Не только природа поражает художника. В описаниях он подмечает множество любо пытных фактов из жизни и быта людей. К примеру, северная часть Урала еще пред стает перед ним в виде «царских налат со своими блестящими сталактитами, непри ступными для странника и служащими един ственным пристанищем зверям, одетым в драгоценную рухлядь». Суровый тон .сме няется на мягкий, когда художник расска зывает о Байкале. Здесь, он замечает «изо билие лесов всякого рода животными, рек — рыбою, гор •— драгоценными металлами и каменьями». Он отмечает плодородие здеш ней земли и благоприятные условия для раз вития промышленности. «В Иркутске, центре Сибири, — пишет Мартынов, — будешь по ражен удивлением, найдя в шести тысячах верст от Петербурга столь прекрасный го род, столь благоустроенную землю, видя на каждом шагу признаки наук и художеств».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2