Сибирские огни, 1974, №7
каменных 25 частных и 17 общественных. Сверх того, 13 церквей, два монастыря, 20 мануфактур, семь больниц, сиротский дом, народные училища, тюрьмы, смирительные дома, казармы, кавалерийские конюшни, ма- газейны, мельницы и великое число других строений». ше вглубь продвигаются караваны посоль ства, тем меньше в описаниях фактов исто рических. Заметки живописца становятся все более эмоциональными. Строгие, в этно графическом духе, сведения все чаще сме няются живыми и непосредственными на блюдениями. Некоторые строки в альбоме О Томске начала XIX века он пишет: «Хо тя Томск не имеет красивых зданий, но жи тели здешние славятся богатством, которое приобретают они выгодною торговлею с муигулами и калмыками и рукоделием». Подобного рода сведения (пусть даж е по заимствованные художником из трактатов ученых) о городах, ставших в наши дни большими промышленными и культурными центрами, любопытны современному читате лю не менее, чем современникам Мартыно ва. Но самое замечательное в этих замет ках — не статистика и история. Чем даль- звучат как поэтические эссе о природе, лю дях и обычаях края. А в описаниях Екате ринбурга — «начала той страшной Сибири, имя которой приводит в страх и содрога ние», — еще сказывается предубежденность столичного жителя. Но скоро Мартынов от кроет для себя красоту и величие сибирских рек, с которыми могут спорить, по его мне нию, «реки только Нового света», будет удивлен культурой городов и образованно стью населения. В заметках о Красноярске он отмечает: «Как в городе, так и в окрест ностях его, на каждом шагу встречаются ви ды, достойные кисти художника».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2