Сибирские огни, 1974, №7

каменных 25 частных и 17 общественных. Сверх того, 13 церквей, два монастыря, 20 мануфактур, семь больниц, сиротский дом, народные училища, тюрьмы, смирительные дома, казармы, кавалерийские конюшни, ма- газейны, мельницы и великое число других строений». ше вглубь продвигаются караваны посоль­ ства, тем меньше в описаниях фактов исто­ рических. Заметки живописца становятся все более эмоциональными. Строгие, в этно­ графическом духе, сведения все чаще сме­ няются живыми и непосредственными на­ блюдениями. Некоторые строки в альбоме О Томске начала XIX века он пишет: «Хо­ тя Томск не имеет красивых зданий, но жи­ тели здешние славятся богатством, которое приобретают они выгодною торговлею с муигулами и калмыками и рукоделием». Подобного рода сведения (пусть даж е по­ заимствованные художником из трактатов ученых) о городах, ставших в наши дни большими промышленными и культурными центрами, любопытны современному читате­ лю не менее, чем современникам Мартыно­ ва. Но самое замечательное в этих замет­ ках — не статистика и история. Чем даль- звучат как поэтические эссе о природе, лю­ дях и обычаях края. А в описаниях Екате­ ринбурга — «начала той страшной Сибири, имя которой приводит в страх и содрога­ ние», — еще сказывается предубежденность столичного жителя. Но скоро Мартынов от­ кроет для себя красоту и величие сибирских рек, с которыми могут спорить, по его мне­ нию, «реки только Нового света», будет удивлен культурой городов и образованно­ стью населения. В заметках о Красноярске он отмечает: «Как в городе, так и в окрест­ ностях его, на каждом шагу встречаются ви­ ды, достойные кисти художника».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2