Сибирские огни, 1974, №7
Е. Петрова ХУДОЖНИК АНДРЕЙ ЕФИМОВИЧ МАРТЫНОВ Сибирь начала XIX,века... Какой она бы ла? Какой увидели ее жители «цивилизо ванной» России, «всегда смотревшей на Сибирь, как богатая барыня на дальнее поместье, случайно ей доставшееся, куда она никогда не заглядывала», писал Ф. Ф. Вигель1. Интерес к Сибири в начале XIX века был настолько велик, что ей уделяли внимание даже те, в чьи задачи не входило изучение края. В 1805 году .в Петербурге снаряжалось по сольство в Китай. В число чиновников раз личных ведомств, участвующих в столь важ ной экспедиции, правительство сочло необ ходимым ввести и художников. Они долж ны были представить отчеты, состоящие из пейзажных, портретных и костюмных зари совок. Путь в Китай пролегал через всю Сибирь, по словам одного из членов экспедиции Ф. Ф. Вигеля, «никем из русских современ ников тогда еще не посещенную»2. Худож ников было трое — А. Мартынов, Т. Василь-' ев, И. Александров. Старшим среди них был назначен пейзажист А. Е. Мартынов. Живо писные полотна, акварели и гравюры с ви дами Сибири этого мастера широко извест ны 3. Однако во йремя путешествия он не ограничился только живописью. Ему словно не хватило выразительности привычного ви да искусства, — и художник взялся за перо. В Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина хранится аль бом акварелей А. Е. Мартынова «Живопис ное путешествие при Российском посольст ве в Китай 1805 года»4. Виды городов в этом альбоме соседствуют с заметками, з а писанными живописцем. Литературные запи си — явление, мало .распространенное среди художников конца XVIII — начала XIX ве ка. Уже одно это обстоятельство делает ин тересными для нас описания Мартынова. Но в них есть еще одна несомненная ценность. Современники художника чрезвычайно мало знали о Сибири. По трудам ученых XVIII века, в основном иностранцев, она представ лялась «ужасной по дикости природы и вар варству ее обитателей»5. В предисловии к альбому Мартынов изла гает свою цель так: «Оставляю господам ученым и литераторам, сопутствовавшим Посольство наше в Китай, сделать подроб нее оному описание. Я же принимаюсь за перо единственно в намерении пояснить сня тые мною виды различных примечательных мест, встречающихся на пути нашем». Скромную свою за д а ч у «пояснить снятые виды» он оправдывает убеждением, что «живопись действует сильнее и приятнее на воображение и зрение, если знаешь ис торию и отличный интерес представленного кистию предмета...» Действительно, мартыновские виды в ос новном представляют собой панорамы. Поэ тому сведения, содержащиеся в заметках — о численности населения, его занятиях, об особенностях и достопримечательностях го родов, — необыкновенно оживляют акваре ли. Вот перед зрителем проходят «снятые» с пяти разных точек общие виды большого го рода с множеством зданий и церквей. Это Иркутск первых лет XIX столетия. «Хотя все окрестности Иркутска прелестны, но об щество здешнее для гулянья выбрало не сколько урочищ...» — пишет художник. В 1805 году, по сведениям Мартынова, в Ир кутске насчитывалось пятнадцать тысяч жи телей, «домов считается здесь 2000, из них
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2