Сибирские огни, 1974, №7

Крупнейшей актерской работой, опреде­ лившей успех премьеры, несомненно, явля­ ется работа А. Щеголева, исполняющего роль Толстого. Начало успеху кладет, по- моему, большое внимание режиссера и ак­ тера к .внешнему сходству с героем. Тол­ стой впервые появляется на сцене. Поверит или не поверит актеру зритель? Щеголеву — верит, что позволяет актеру убедить зри­ теля и в сходстве внутреннем, глубинном. Внецшее сходство — лишь начало рабо­ ты. А дальше — строгая режиссерская про­ думанность эпизодов, поворотов действия, филигранная отточенность движений, каж ­ дого слова и интонации актера. Тщательно разработанная партитура чувств и мыслей, героя позволяет актеру показать зрителю сложнейшие «подводные течения» внутрен­ него мира Толстого. Каждый поступок пи­ сателя вместе с этим понятен, ибо основа­ тельно мотивирован психологически. «Не ведет ли все это к холодной рассу­ дочности?»— может возникнуть допрос. Нет, актер исключает такую 'возможность своей .искренностью. А. Щеголев обладает способностью верить в подлинность всего, что говорит и делает его герой на протя­ жении всего действия, придать всему зна­ чимость и весомость, оживить своим, глу­ боко личным отношением. С каждой сценой спектакля все больше и больше ощущаешь, как сжимается ' вокруг крупного, сильного духом и телом великого человека роковое кольцо. Как в фоиусе, объединяются здесь социальная трагедия, сложные нравствен­ ные противоречия и личная драма писате­ ля. И выход один — уход и смерть. Оправ­ данным и соответствующим истории пред­ ставляется акцент спектакля на социальных причинах драмы Толстого. Все это позволя­ ет говорить об истинно творческом содру­ жестве режиссера и актера в данном слу­ чае. Порой, однако, даж е в лучших своих по­ становках Я. Киржлер как режиссер дале­ ко не так последователен, как при поста­ новке «Ясной поляны». Так, в спектакле «Солдатская вдова», как уже отмечалось, наибольшая гармония достигается в сценах военных лет. В последних же эпизодах, когда автор пьесы подчеркивает, что хле­ боробы Зеленого Привала давно забыли о нужде, — бревенчатые срубы на сцене, их продолжение на заднике, кое-как и кое- чем покрытые крыши вступают в некоторое противоречие со спектаклем и с пьесой. Спорной мне представляется и еще одна особенность оформления этого спектакля. Печально возвышается среди темных домов одинокая березка. Понятно, что русская бе­ резка, по замыслу, должна была подчерк­ нуть силу духа солдатской вдовы, непоко­ лебимость тысяч и тысяч таких же самоот­ верженных женщин. Но ведь на предло­ женном фойе символ этот может быть про­ читан и по-другому. Темной, мрачноватой обстановкой невольно подчеркнута одино­ кость березки, ее контрастность по отноше­ нию ко всему окружающему. Но ведь не такова Маринка, не .такова солдатская вдо­ ва. И сила-то ее заключена в том, что она частица коллектива, она все чувствует и переживает как свое, кровное. Нет для нее чужого горя, нет для нее чужого счастья. Всюду, где трудно, она подставляет свое плечо. Все это еще раз подтверждает дале­ ко не новую мысль, что в спектакле не мо­ жет быть мелочен. Даж е небольшая неточ­ ная деталь способна порою многое разру­ шить в спектакле, а у зрителя вызвать ост­ рый приступ недоверия к происходящему на сцене. Спектакли, поставленные А. Хайкииым, чаще других вызывают споры, несогласие с его режиссерской манерой, трактовкой той или иной пьесы, И все-таки нельзя не от­ метить его настойчивость в поясках новых средств воздействия на зрителя. Поиски эти всегда интересны, часто действительно усиливают звучание спектакля, придавая ему остроту и эмоциональную значимость. «Лирическая драма» — так определен жанр пьесы Ю. Петухова «Синие дожди» и спектакля по этой пьесе, поставленного А, Хайкиным. Действительно, лирическая атмосфера ощущается здесь во всем с са­ мого того момента, как заходищь в зри­ тельный' зал. Еще не поднят занавес, а ха­ рактерный орнамент, обрамляющий всю сцену, создает уже определенный настрой. Музыкальное вступление и широкая зри­ тельная перспектива — едва намеченные контуры елей, домов с искусно выполнен­ ными наличниками, дорога, убегающая вдаль, — все эти самые первые аккорды получают затем свое продолжение в худо­ жественном оформлении спектакля, позво­ ляют выписать саму атмосферу северного русского села. Девушки в национальных костюмах сте­ пенными, традиционно русскими поклонами приглашают зрителя к живому участию в том, что сейчас произойдет на сцене. Такое режиссерское решение спектакля требует от каждого актера полной и немедленной от­ дачи. И если актер, вступая в действие, внутренне недостаточно подготовлен к этой лирической атмосфере, которая сразу же становился господствующей, проигрывает не только он, но и весь спектакль, наруша­ ется в какой-то мере естественное течение сценического действия. Ясно, что не сама по себе важна лириче­ ская направленность спектакля. Лирическая атмосфера приобретает ценность лишь в том случае, когда соотносился с проблема­ тикой пьесы, когда помогает донести до зрителя замысел автора. Говоря Иными словами, лирическое начало только тогда и оживает, когда благодаря ему ощущается проблемность, когда поэтичность проника­ ется мыслью. Такой сквозной мыслью спек­ такля «Синие дожди», как уже отмечалось, оказывается мысль о человеке, мере его ответственности за то, что происходит ря­ дом, мере его нравственной бескомпромисс­ ности и подлинной гражданской активности. Нельзя не высказать одно сомнение, ка­ сающееся режиссерской манеры А. Хайки- на.. Когда мы находимся в театре, важно не ( только то, что мы оказываемся в плену про­ исходящего. Важно, что мы не замечаем, чем и как нас очаровало произведение ис­ кусства. Не лишается ли порою зритель в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2