Сибирские огни, 1974, №7
Крупнейшей актерской работой, опреде лившей успех премьеры, несомненно, явля ется работа А. Щеголева, исполняющего роль Толстого. Начало успеху кладет, по- моему, большое внимание режиссера и ак тера к .внешнему сходству с героем. Тол стой впервые появляется на сцене. Поверит или не поверит актеру зритель? Щеголеву — верит, что позволяет актеру убедить зри теля и в сходстве внутреннем, глубинном. Внецшее сходство — лишь начало рабо ты. А дальше — строгая режиссерская про думанность эпизодов, поворотов действия, филигранная отточенность движений, каж дого слова и интонации актера. Тщательно разработанная партитура чувств и мыслей, героя позволяет актеру показать зрителю сложнейшие «подводные течения» внутрен него мира Толстого. Каждый поступок пи сателя вместе с этим понятен, ибо основа тельно мотивирован психологически. «Не ведет ли все это к холодной рассу дочности?»— может возникнуть допрос. Нет, актер исключает такую 'возможность своей .искренностью. А. Щеголев обладает способностью верить в подлинность всего, что говорит и делает его герой на протя жении всего действия, придать всему зна чимость и весомость, оживить своим, глу боко личным отношением. С каждой сценой спектакля все больше и больше ощущаешь, как сжимается ' вокруг крупного, сильного духом и телом великого человека роковое кольцо. Как в фоиусе, объединяются здесь социальная трагедия, сложные нравствен ные противоречия и личная драма писате ля. И выход один — уход и смерть. Оправ данным и соответствующим истории пред ставляется акцент спектакля на социальных причинах драмы Толстого. Все это позволя ет говорить об истинно творческом содру жестве режиссера и актера в данном слу чае. Порой, однако, даж е в лучших своих по становках Я. Киржлер как режиссер дале ко не так последователен, как при поста новке «Ясной поляны». Так, в спектакле «Солдатская вдова», как уже отмечалось, наибольшая гармония достигается в сценах военных лет. В последних же эпизодах, когда автор пьесы подчеркивает, что хле боробы Зеленого Привала давно забыли о нужде, — бревенчатые срубы на сцене, их продолжение на заднике, кое-как и кое- чем покрытые крыши вступают в некоторое противоречие со спектаклем и с пьесой. Спорной мне представляется и еще одна особенность оформления этого спектакля. Печально возвышается среди темных домов одинокая березка. Понятно, что русская бе резка, по замыслу, должна была подчерк нуть силу духа солдатской вдовы, непоко лебимость тысяч и тысяч таких же самоот верженных женщин. Но ведь на предло женном фойе символ этот может быть про читан и по-другому. Темной, мрачноватой обстановкой невольно подчеркнута одино кость березки, ее контрастность по отноше нию ко всему окружающему. Но ведь не такова Маринка, не .такова солдатская вдо ва. И сила-то ее заключена в том, что она частица коллектива, она все чувствует и переживает как свое, кровное. Нет для нее чужого горя, нет для нее чужого счастья. Всюду, где трудно, она подставляет свое плечо. Все это еще раз подтверждает дале ко не новую мысль, что в спектакле не мо жет быть мелочен. Даж е небольшая неточ ная деталь способна порою многое разру шить в спектакле, а у зрителя вызвать ост рый приступ недоверия к происходящему на сцене. Спектакли, поставленные А. Хайкииым, чаще других вызывают споры, несогласие с его режиссерской манерой, трактовкой той или иной пьесы, И все-таки нельзя не от метить его настойчивость в поясках новых средств воздействия на зрителя. Поиски эти всегда интересны, часто действительно усиливают звучание спектакля, придавая ему остроту и эмоциональную значимость. «Лирическая драма» — так определен жанр пьесы Ю. Петухова «Синие дожди» и спектакля по этой пьесе, поставленного А, Хайкиным. Действительно, лирическая атмосфера ощущается здесь во всем с са мого того момента, как заходищь в зри тельный' зал. Еще не поднят занавес, а ха рактерный орнамент, обрамляющий всю сцену, создает уже определенный настрой. Музыкальное вступление и широкая зри тельная перспектива — едва намеченные контуры елей, домов с искусно выполнен ными наличниками, дорога, убегающая вдаль, — все эти самые первые аккорды получают затем свое продолжение в худо жественном оформлении спектакля, позво ляют выписать саму атмосферу северного русского села. Девушки в национальных костюмах сте пенными, традиционно русскими поклонами приглашают зрителя к живому участию в том, что сейчас произойдет на сцене. Такое режиссерское решение спектакля требует от каждого актера полной и немедленной от дачи. И если актер, вступая в действие, внутренне недостаточно подготовлен к этой лирической атмосфере, которая сразу же становился господствующей, проигрывает не только он, но и весь спектакль, наруша ется в какой-то мере естественное течение сценического действия. Ясно, что не сама по себе важна лириче ская направленность спектакля. Лирическая атмосфера приобретает ценность лишь в том случае, когда соотносился с проблема тикой пьесы, когда помогает донести до зрителя замысел автора. Говоря Иными словами, лирическое начало только тогда и оживает, когда благодаря ему ощущается проблемность, когда поэтичность проника ется мыслью. Такой сквозной мыслью спек такля «Синие дожди», как уже отмечалось, оказывается мысль о человеке, мере его ответственности за то, что происходит ря дом, мере его нравственной бескомпромисс ности и подлинной гражданской активности. Нельзя не высказать одно сомнение, ка сающееся режиссерской манеры А. Хайки- на.. Когда мы находимся в театре, важно не ( только то, что мы оказываемся в плену про исходящего. Важно, что мы не замечаем, чем и как нас очаровало произведение ис кусства. Не лишается ли порою зритель в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2