Сибирские огни, 1974, №7
ные бригады, морально-нравственные воп росы в связи со «старением» деревни и не достатком прежде всего мужских рабочих рук. Д аж е пресловутые прочерки в метриче ских записях (дела теперь уже давно ми нувших дней) здесь фигурируют. Не уверен, что смог перечислить все затронутое в пье се и спектакле. Стремление.подчеркнуть многое привело к тому, что по-настоящему не высвечена ни одна из этих проблем. Зато сплошь и ря дом они решаются облегченно, без должной художественной убедительности. Никакими доводами разумно мыслящего человека не убедишь, например, что капитальный коров ник целесообразно строить в селении, кото рое по плану должно быть ликвидировано в недалеком будущем. А между тем, дра матург, герои его пьесы, утверждающие, что научились считать народную копейку, пы таются, конечно, безуспешно убедить в этом зрителя. Или — другое. Все мы были бы доволь ны, если бы у колхозов отпала необходи мость пользоваться услугами диких строи тельных бригад. Но ведь в жизни такая не обходимость остается. И потому в решении этого вопроса больше импонирует глубокое и всестороннее исследование, что и делает в своих социологических очерках писатель В. Канторович, нежели обращение всего этого не столь простого комплекса вопро сов !в шутку, -как это сделано в пьесе Н. Анкилоеа «Всего три дня». А проблема урожайности! Вся постанов ка и решение ее содержится в реплике Мат вея Егоровича: «А что касается недородов... Так они у нас чаще всего были оттого, что кое у кого 'долгое время вот здесь не сра батывало... Мужика от земли отстранили. А сейчас вот повернули его опять лицом к земле... Пошли урожаи в гору!..» На таком вот уровне решается большин ство т перечисленных проблем. Разумеет ся, все это усложнило работу постановочно го коллектива, чрезвычайно снизило уро вень спектакля. А ведь при немалом и до статочно интересном опыте работы Омского театра с драматургами можно было достичь большего, если бы весь материал пьесы, а потом и спектакля с т р ож е ' сверялся с жизнью. В итоге — весьма парадоксальная ситуа ция: перед нами две пьесы одного автора — «Всего три дня» и «Солдатская вдова» Н. Амкилова. Первая целиком посвящена сегодняшнему дню, вторая — рассказывает о военном прошлом нашей деревни. Но имеино «Солдатская вдова» говорит нам значительно больше о дне сегодняшнем, ибо. она всей своей проблематикой направлена в современность, она помогает нам увидеть героическую родословную труженика сегод няшнего дня. В этом сила и значимость ее, в этом ее ценность для современного зрите ля. Конечно же, решающим фактором в про изведении для сегодняшнего дня никогда не может быть время, о котором повествует автор. Классические произведения, как из вестно, отдалены от нас .порою веками. Но отдалены они от сегодняшнего дня только в хронологическом отношении. По своей же сути, они всегда остаются современными, нередко остро злободневными. Живет клас сика и на сцене .Омского драматического театра. И лучшие из этих постановок ока зываются способными .многое сказать сов ременному зрителю. И все же необычайно острой для сегодняшнего театра (и не только Омского) остается проблема —- Классика на современной сцене В «Истории советского драматического театра» читаем: «Если прежде во многих академических спектаклях показная вер ность классическому произведению достига лась ценою утраты контактов с современ ностью — слишком дорогая цена! — то под черкнутая актуальность классических по становок, осуществленных молодыми ре жиссерами 60-х годов, иногда была резуль татом односторонней, насильственной и уз кой интерпретации старой пьесы». На омской сцене «Доходное место» А. Островского поставлено в канун 150-ле- тия со дня .рождения великого русского драматурга, и, тем не менее, на спектакле лежит явная печать произвольного толкова- 1ния классики. Попробуем обстоятельно ра зобраться в этом. Спектакль, прежде всего, остро полемичен. Порою в такой заострен ности мы находим весомые аргументы теат ра, стремление коллектива постичь класси ку с позиций сегодняшнего дня. Но .неред ко обнаруживаются режиссерская запальчи вость, произвольность трактовок, что уже больше похоже .на штурм классики. Верным представляется предложенное ре жиссером сатирическое решение спектакля. То, что, на первый взгляд, может показать ся нетипичным для Островского (гротеск, социальная карикатура), на самом деле ор ганически входит в спектакль. Вспомним хотя бы прекрасно сделанное первое дейст вие. О многом говорит оформление спектакля. Над всем и всеми возвышается стол. К не му ведет лестница, по которой кому-то пред стоит подняться, а кому-то спуститься вниз. Рядом манекен чиновника. Пока на вершине Вышневский, под цвет его сюртука и одеяние манежена. Привычно и хорошо чувствует себя здесь Юсов, пока что очень робок молодой чиновник Белогубов. Но не долго. Слабый в правописании, но ласко вый к начальству, он быстро .растет и по степенно поднимается по лестнице к завет- ■ному столу. И, как нельзя яснее, читается остроумно .найденная деталь: в момент кра ха Вышневского ,на манекене чиновника меняется сюртук—-теперь он под цвет одежды Белогубова. Работа артиста В. Абросимова (Белогу бов) представляется очень интересной. Он скуп, но необычайно точен в психологиче ском рисунке своего героя. Мы буквально ощущаем его стремительное воздвижение. Ничто не способно остановить его на пути к доходному местечку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2