Сибирские огни, 1974, №7
Шереля. Теперь ясно, почему этот спектакль продержался в репертуаре театра непол ный сезон. Наиболее уязвимое место в этой вещи — слабый драматургический материал. Отсю да 'все беды. Комплекс художественных средств спектакля явно противоречил самой пьесе. Актерские удачи стали возможными скорее ае благодаря, а вопреки драматур гии, неизбежной стала разностильность. Все это становится ясным, когда .внима тельно сопоставляешь режиссерское реше ние спектакля и отдельные актерские рабо ты. Скажем, Черени, вымышленный персо наж пьесы, решался актером в последова тельно-психологическом плане. Карой Лиге ти, напротив, тяготел к отвлеченно-роман тическому тину героя, лишенного конкрет ного психологического содержания. Подоб ные просчеты определялись во многом са мим драматургическим материалом. Характерен в этом смысле и образ Софии Венцкович, жены Лигети. Венцкович — де вушка из буржуазной семьи, но для нее ре волюция стала святым делом. София непри мирима к любым сомнениям, в них она ви дит лишь проявление трусости. Мы верим в ее аскетичность, принимаем бескомпромис сность, даж е резкость с окружающими. Во всем этом — верность своему времени. Но когда София вдруг говорит любимому: «Ну, давай лопать»,— или делает синонимами понятия «враг» и «интеллигент», то на сце ну выступает совсем иная героиня. Всякий подобный просчет влечет за со бой отступление от художественной прав ды, а в данном случае •— и от исторической. Ведь Венцкович — персонаж невымышлен ный. Вот почему особо важной представля ется в подобных случаях нестареющая истина: .«Чем выше идея, тем выше должны быть художественные средства, которыми она выражена». Слова эти вполне, приложимы и к премь ере нынешнего сезона — спектаклю «Всего три дня» А. Хайкина по пьесе Н. Анкилова. Зритель сразу же оказывается захваченным .нелегкими заботами героев спектакля, дра матическими, острыми и многообразными конфликтами сегодняшнего ’деревенского бытия. Ни автору пьесы, ни исполнителям важнейших ролей в спектакле не откажешь в хорошем знании жизненного материала, в умении представить на суд зрителя интерес ные характеры людей современного седа. Исполнитель роли председателя колхоза, народный артист РСФСР А. Теплов созда ет характер многогранный, жизненно убе дительный и точный, вызывающий горячее сочувствие зрителя прежде всего своим чут ким и заботливым отношением к людям, вы соко развитым чувством ответственности за сегодняшнюю и 'завтрашнюю деревню. Актер исследует характер своего героя, каждый эпизод обогащает его персонажа, делает все более понятным и близким зр и телю. При этом мы воочию .наблюдаем из вечную «двойственность» актера или, луч ше сказать, диалектическое взаимодействие двух начал его профессии — мироощуще ния, личности самого актера и характера изображаемого им героя. А. Теплов умеет эти начала органически объединить. Артист отнюдь не идеализирует своего героя. Боль ше того, в некоторых сценах мы буквально ощущаем сочувствующую и несколько пе чальную улыбку актера: «Что, мол, делать, не дотягивает еще кое-где мой Орлов». Ведь именно таков А. Теплов, когда его Матвей Егорович .резко . выступает против селекторной связи в колхозе. Потом-то Ор лов, как ,ни тяжело ему это, осознает свою слабость, своеобразную боязнь техники. А когда осознал, пришел к честному и сурово му для себя решению — уйти с поста пред седателя колхоза. Нелегко дается такое .ре шение герою А. Теплова, и зритель видит, чувствует, ощущает эту до предела .напря женную внутреннюю жизнь человека, кото рый во многом остается молодым в свои шестьдесят с лишним лет. Не остается зритель равнодушным и к другим персонажам. Словом, в спектакле «Всего три дня» достигнут определенный ансамбль исполнителей, он удачно оформ лен музыкально. По нраву в этом оформле нии главенствуют народные мелодии. Здесь чувствуется ищущая мысль режиссера,, его стремление как можно полнее и шире вы светить проблематику пьесы, ее основную мысль, .найти, так сказать, зерно спектакля. В одних вещах, .по словам В. И. Немиро вича-Данченко, зерно это крепко, четко вы является уже в названии пьесы, в других — обнаруживается с трудом. Очевидно, есть и такие произведения драматургии, где весь материал не сфокусирован определенным об разом. И .потому в таком произведении про растает как бы сразу несколько зерен, что неизменно ведет ,к фрагментарности, распы ленности проблематики, облегченному реше нию серьезных жизненных задач. Недостатки подобного рода сказывались в той или иной .мере и в пьесе Н. Анкилова «Солдатская вдова». Но мы вправе были ожидать в новой пьесе этого автора пре одоления их, а не усугубления, как получи лось на деле. Разумеется, это обстоятельст во не могло ,не сказаться и на спектакле «Всего три дня». И здесь мы произносим традиционное «нб», без которого никак не обойтись при самом доброжелательном от ношении к новой работе театра и драматур га. Нет сомнения, что создатели спектакля стремились всеми возможными средствами передать атмосферу сложных .переплетений судеб людей и сложности самой жизни се годняшнего села, где зримо сосуществуют новое и элементы старого. В этом смысле оправданы разнородные предметы оформле ния: телевизионная антенна и обычный кнут, газовая плита лод навесом и сеновал, линия электропередачи и деревенский пог реб, макет .нового поселка и дедовская пло тина, новейшая техника на полях колхоза и боязнь селектора: Беда в том, что по такому же принципу формируется проблематика пьесы: мигра ция сельского населения, научно-техниче ская .революция и сельское строительство, эффективное и экономически выгодное ве дение хозяйства, урожайность, помощь го рода селу, так называемые дикие строитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2