Сибирские огни, 1974, №7

Шереля. Теперь ясно, почему этот спектакль продержался в репертуаре театра непол­ ный сезон. Наиболее уязвимое место в этой вещи — слабый драматургический материал. Отсю­ да 'все беды. Комплекс художественных средств спектакля явно противоречил самой пьесе. Актерские удачи стали возможными скорее ае благодаря, а вопреки драматур­ гии, неизбежной стала разностильность. Все это становится ясным, когда .внима­ тельно сопоставляешь режиссерское реше­ ние спектакля и отдельные актерские рабо­ ты. Скажем, Черени, вымышленный персо­ наж пьесы, решался актером в последова­ тельно-психологическом плане. Карой Лиге­ ти, напротив, тяготел к отвлеченно-роман­ тическому тину героя, лишенного конкрет­ ного психологического содержания. Подоб­ ные просчеты определялись во многом са­ мим драматургическим материалом. Характерен в этом смысле и образ Софии Венцкович, жены Лигети. Венцкович — де­ вушка из буржуазной семьи, но для нее ре­ волюция стала святым делом. София непри­ мирима к любым сомнениям, в них она ви­ дит лишь проявление трусости. Мы верим в ее аскетичность, принимаем бескомпромис­ сность, даж е резкость с окружающими. Во всем этом — верность своему времени. Но когда София вдруг говорит любимому: «Ну, давай лопать»,— или делает синонимами понятия «враг» и «интеллигент», то на сце­ ну выступает совсем иная героиня. Всякий подобный просчет влечет за со­ бой отступление от художественной прав­ ды, а в данном случае •— и от исторической. Ведь Венцкович — персонаж невымышлен­ ный. Вот почему особо важной представля­ ется в подобных случаях нестареющая истина: .«Чем выше идея, тем выше должны быть художественные средства, которыми она выражена». Слова эти вполне, приложимы и к премь­ ере нынешнего сезона — спектаклю «Всего три дня» А. Хайкина по пьесе Н. Анкилова. Зритель сразу же оказывается захваченным .нелегкими заботами героев спектакля, дра­ матическими, острыми и многообразными конфликтами сегодняшнего ’деревенского бытия. Ни автору пьесы, ни исполнителям важнейших ролей в спектакле не откажешь в хорошем знании жизненного материала, в умении представить на суд зрителя интерес­ ные характеры людей современного седа. Исполнитель роли председателя колхоза, народный артист РСФСР А. Теплов созда­ ет характер многогранный, жизненно убе­ дительный и точный, вызывающий горячее сочувствие зрителя прежде всего своим чут­ ким и заботливым отношением к людям, вы­ соко развитым чувством ответственности за сегодняшнюю и 'завтрашнюю деревню. Актер исследует характер своего героя, каждый эпизод обогащает его персонажа, делает все более понятным и близким зр и ­ телю. При этом мы воочию .наблюдаем из­ вечную «двойственность» актера или, луч­ ше сказать, диалектическое взаимодействие двух начал его профессии — мироощуще­ ния, личности самого актера и характера изображаемого им героя. А. Теплов умеет эти начала органически объединить. Артист отнюдь не идеализирует своего героя. Боль­ ше того, в некоторых сценах мы буквально ощущаем сочувствующую и несколько пе­ чальную улыбку актера: «Что, мол, делать, не дотягивает еще кое-где мой Орлов». Ведь именно таков А. Теплов, когда его Матвей Егорович .резко . выступает против селекторной связи в колхозе. Потом-то Ор­ лов, как ,ни тяжело ему это, осознает свою слабость, своеобразную боязнь техники. А когда осознал, пришел к честному и сурово­ му для себя решению — уйти с поста пред­ седателя колхоза. Нелегко дается такое .ре­ шение герою А. Теплова, и зритель видит, чувствует, ощущает эту до предела .напря­ женную внутреннюю жизнь человека, кото­ рый во многом остается молодым в свои шестьдесят с лишним лет. Не остается зритель равнодушным и к другим персонажам. Словом, в спектакле «Всего три дня» достигнут определенный ансамбль исполнителей, он удачно оформ­ лен музыкально. По нраву в этом оформле­ нии главенствуют народные мелодии. Здесь чувствуется ищущая мысль режиссера,, его стремление как можно полнее и шире вы­ светить проблематику пьесы, ее основную мысль, .найти, так сказать, зерно спектакля. В одних вещах, .по словам В. И. Немиро­ вича-Данченко, зерно это крепко, четко вы­ является уже в названии пьесы, в других — обнаруживается с трудом. Очевидно, есть и такие произведения драматургии, где весь материал не сфокусирован определенным об­ разом. И .потому в таком произведении про­ растает как бы сразу несколько зерен, что неизменно ведет ,к фрагментарности, распы­ ленности проблематики, облегченному реше­ нию серьезных жизненных задач. Недостатки подобного рода сказывались в той или иной .мере и в пьесе Н. Анкилова «Солдатская вдова». Но мы вправе были ожидать в новой пьесе этого автора пре­ одоления их, а не усугубления, как получи­ лось на деле. Разумеется, это обстоятельст­ во не могло ,не сказаться и на спектакле «Всего три дня». И здесь мы произносим традиционное «нб», без которого никак не обойтись при самом доброжелательном от­ ношении к новой работе театра и драматур­ га. Нет сомнения, что создатели спектакля стремились всеми возможными средствами передать атмосферу сложных .переплетений судеб людей и сложности самой жизни се­ годняшнего села, где зримо сосуществуют новое и элементы старого. В этом смысле оправданы разнородные предметы оформле­ ния: телевизионная антенна и обычный кнут, газовая плита лод навесом и сеновал, линия электропередачи и деревенский пог­ реб, макет .нового поселка и дедовская пло­ тина, новейшая техника на полях колхоза и боязнь селектора: Беда в том, что по такому же принципу формируется проблематика пьесы: мигра­ ция сельского населения, научно-техниче­ ская .революция и сельское строительство, эффективное и экономически выгодное ве­ дение хозяйства, урожайность, помощь го­ рода селу, так называемые дикие строитель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2