Сибирские огни, 1974, №7
ем «дела Карбышева» у Келлера рушится ,не только карьера, а сама система взгля дов, идеология фашизма, насквозь пропи тавшая штурмбанфюрера СС. Шантаж, угрозы, переброска из одного лагеря в другой, еще более страшный и ги бельный,'— все это и многое другое в ходу у шпурмбаифюрера. И все разбивается о непреклонную волю советского генерала. И тогда железные интонации Келлера-Розан цева приобретают чуть ли не просительные нотки. Зритель жорошо понимает, что не ра ди спасения красного генерала штурмба-н- фюрер идет «а такую уступку. В этих нот ках отчаяние фашиста, последняя ставка на победу, ставка на спасение своей «фило софии», веры. В конце концов, ставка на опасение своей шкуры... Серьезное и творчески активное отноше ние коллектива театра к пьесам, родившим ся в его стенах, становится нормой, прави лом. И каждый такой спектакль рассматри вается как особенно ответственный, граж данственный разговор со зрителем. Спектакль, «Солдатская вдова», постав ленный главным режиссерам театра Я. Киржяером по пьесе Н. Аниилова, как ,и спектакль «Так начиналась легенда», от нюдь не ограничен рамками местного мате риала. Действие пьесы разворачивается в при- иртышском селе с поэтическим названием Зеленый Привал. Ничего необычного здесь не происходит: живут люди, выращивают хлеб, радуются, огорчаются, любят, женят ся, рожают детей. В спектакле идет обсто ятельный рассказ об одной сибирской де ревне, а в сознании предстают картины жизни целого поколения советских людей на протяжении почти двух десятилетий, на полненных событиями, которые никогда не сотрутся в сознании народном. Создателям спектакля «Солдатская вдо ва» удается найти свои средства раскрытия военного времени в режиссуре, в художест венном и музыкальном оформлении (худож ник М. С. Щеглов, композитор Л. Г. Дер- гачев, исполнение оркестра народных инст рументов Омского' музыкального училища имени В. Я. Шебалина под руководством Ю. А. Шахматова). В -эпизодах военных лет ощущается наибольшая гармония всех компонентов спектакля. Порою одна лишь реплика способна мно гое определить ib спектакле. Рассматривая фотографии и орден погибшего мужа, одна из героинь пьесы печально произносит: «Не многое остается после солдата — фотогра фии, ордена...» — А еще... Россия,—-добавляет вчераш ний солдат. И в этой реплике — лейтмотив спектакля, его идейный пафос. И, право же, как все это далеко от сибир ской локальности, местной ограниченности, хотя героев спектакля невозможно вырвать из своего времени, отторгнуть от своего родного села. Марийка в исполнении В. Прокап -в каждом поступке, в каждом дви жении представляет свое время, свою сре ду. Надо, чтобы колхоз, лишившийся мно гих. рабочих рук, давал фронту хлеб, надо, чтобы о« обеспечивал воинов мясом, мас лом, молоком,— и Марийка идет ий самое трудное дело. Для нее, ставшей солдатской вдовой в первые месяцы войны, слова «на до так надо» становятся принципам жизни. В. Прокоп, ее манера исполнейия чрезвы чайно сдержанны. Актриса умеет, говоря словами поэта, «горевать горделиво, не кло нясь головой, ликовать — не хвастливо в ■час победы самой». Марийка В. Прокоп, вместе с тем, не свя тая, приносящая себя в жертву. Она умеет смеяться, до самозабвения любить, искрен не радоваться и широко веселиться. Во всем и всегда проявляется главное ее каче ство — бережное отношение к счастью и радостям других. Она не в силах пройти мимо придавленного горем человека, пере шагнуть через других, чтобы свить себе теплое гнездышко. Самобытный и емкий характер своего ге роя — председателя колхоза Плетнева до носит до зрителя Б. Каширин. Коммунист, органически связанный q людьми, сам будто выросший из земли,— таков Плетнев Б. К а ширина. Е-го героя невозможно представить без дела. Это поистине лицо действующее. Таким персонаж воспринимается даж е в сценах, где он выступает как повествова тель. Каширинского Плетнева отличают ду шевная тонкость и такт, проявляющиеся во многих сценах, но .наиболее ярко, пожалуй, .в эпизоде, когда председатель .решает скрыть от Марийки похоронную на ее му жа, чтобы уберечь ее будущего ребенка. Нельзя не выделить работу артистки Т. Ожиговой, прекрасно исполнившей роль Полинки. Сила созданного актрисой^обра- за — в динамичности, психологической обо снованности каждого поступка, жеста. Ак трисе чужды и ложный пафос, и сентимен тальность. Все в рисунке образа Полинки подчинено логике, решение характера геро ини драматично и ярко эмоционально. От романтической одухотворенности акт риса ведет свою героиню через трагические переживания после гибели мужа-фро.нтови- ' ка к возрождению. Потерял себя человек «а какое-то время, лишился веры в жизнь, в счастье и — запил, загулял от горя и ще мящей тоски! Сцены эти Т. Ожигова прово дит с высоким драматическим накалом. И , тем убедительнее ее возрождение. Ее вновь обретенное счастье с Плетневым отличается какой-то большой естественностью и зре лостью. Каждое новое представление пьес «Так начиналась легенда» и «Солдатская вдова», рожденных в стенах Омского драматическо го театра, с неизменной теплотой принима ется зрителем. Труд театра высоко оценен: премии Омского комсомола удостоен спек такль «Так начиналась легенда» и Государ ственной премии РСФСР имени К. С. Ста ниславского — «Солдатская вдова». Конечно же, не одними розами усыпан путь театра в работе с драматургами. Что греха таить, порою театр соблазнялся выиг- рышностью материала и не проявлял доста точной требовательности к художественным достоинствам произведения. С высоты се годняшнего дня это хорошо видится в пье се «Кто, если не ты!» Я. Киржлера и А.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2