Сибирские огни, 1974, №7

ем «дела Карбышева» у Келлера рушится ,не только карьера, а сама система взгля­ дов, идеология фашизма, насквозь пропи­ тавшая штурмбанфюрера СС. Шантаж, угрозы, переброска из одного лагеря в другой, еще более страшный и ги­ бельный,'— все это и многое другое в ходу у шпурмбаифюрера. И все разбивается о непреклонную волю советского генерала. И тогда железные интонации Келлера-Розан­ цева приобретают чуть ли не просительные нотки. Зритель жорошо понимает, что не ра­ ди спасения красного генерала штурмба-н- фюрер идет «а такую уступку. В этих нот­ ках отчаяние фашиста, последняя ставка на победу, ставка на спасение своей «фило­ софии», веры. В конце концов, ставка на опасение своей шкуры... Серьезное и творчески активное отноше­ ние коллектива театра к пьесам, родившим­ ся в его стенах, становится нормой, прави­ лом. И каждый такой спектакль рассматри­ вается как особенно ответственный, граж ­ данственный разговор со зрителем. Спектакль, «Солдатская вдова», постав­ ленный главным режиссерам театра Я. Киржяером по пьесе Н. Аниилова, как ,и спектакль «Так начиналась легенда», от­ нюдь не ограничен рамками местного мате­ риала. Действие пьесы разворачивается в при- иртышском селе с поэтическим названием Зеленый Привал. Ничего необычного здесь не происходит: живут люди, выращивают хлеб, радуются, огорчаются, любят, женят­ ся, рожают детей. В спектакле идет обсто­ ятельный рассказ об одной сибирской де­ ревне, а в сознании предстают картины жизни целого поколения советских людей на протяжении почти двух десятилетий, на­ полненных событиями, которые никогда не сотрутся в сознании народном. Создателям спектакля «Солдатская вдо­ ва» удается найти свои средства раскрытия военного времени в режиссуре, в художест­ венном и музыкальном оформлении (худож­ ник М. С. Щеглов, композитор Л. Г. Дер- гачев, исполнение оркестра народных инст­ рументов Омского' музыкального училища имени В. Я. Шебалина под руководством Ю. А. Шахматова). В -эпизодах военных лет ощущается наибольшая гармония всех компонентов спектакля. Порою одна лишь реплика способна мно­ гое определить ib спектакле. Рассматривая фотографии и орден погибшего мужа, одна из героинь пьесы печально произносит: «Не­ многое остается после солдата — фотогра­ фии, ордена...» — А еще... Россия,—-добавляет вчераш­ ний солдат. И в этой реплике — лейтмотив спектакля, его идейный пафос. И, право же, как все это далеко от сибир­ ской локальности, местной ограниченности, хотя героев спектакля невозможно вырвать из своего времени, отторгнуть от своего родного села. Марийка в исполнении В. Прокап -в каждом поступке, в каждом дви­ жении представляет свое время, свою сре­ ду. Надо, чтобы колхоз, лишившийся мно­ гих. рабочих рук, давал фронту хлеб, надо, чтобы о« обеспечивал воинов мясом, мас­ лом, молоком,— и Марийка идет ий самое трудное дело. Для нее, ставшей солдатской вдовой в первые месяцы войны, слова «на­ до так надо» становятся принципам жизни. В. Прокоп, ее манера исполнейия чрезвы­ чайно сдержанны. Актриса умеет, говоря словами поэта, «горевать горделиво, не кло­ нясь головой, ликовать — не хвастливо в ■час победы самой». Марийка В. Прокоп, вместе с тем, не свя­ тая, приносящая себя в жертву. Она умеет смеяться, до самозабвения любить, искрен­ не радоваться и широко веселиться. Во всем и всегда проявляется главное ее каче­ ство — бережное отношение к счастью и радостям других. Она не в силах пройти мимо придавленного горем человека, пере­ шагнуть через других, чтобы свить себе теплое гнездышко. Самобытный и емкий характер своего ге­ роя — председателя колхоза Плетнева до­ носит до зрителя Б. Каширин. Коммунист, органически связанный q людьми, сам будто выросший из земли,— таков Плетнев Б. К а­ ширина. Е-го героя невозможно представить без дела. Это поистине лицо действующее. Таким персонаж воспринимается даж е в сценах, где он выступает как повествова­ тель. Каширинского Плетнева отличают ду­ шевная тонкость и такт, проявляющиеся во многих сценах, но .наиболее ярко, пожалуй, .в эпизоде, когда председатель .решает скрыть от Марийки похоронную на ее му­ жа, чтобы уберечь ее будущего ребенка. Нельзя не выделить работу артистки Т. Ожиговой, прекрасно исполнившей роль Полинки. Сила созданного актрисой^обра- за — в динамичности, психологической обо­ снованности каждого поступка, жеста. Ак­ трисе чужды и ложный пафос, и сентимен­ тальность. Все в рисунке образа Полинки подчинено логике, решение характера геро­ ини драматично и ярко эмоционально. От романтической одухотворенности акт­ риса ведет свою героиню через трагические переживания после гибели мужа-фро.нтови- ' ка к возрождению. Потерял себя человек «а какое-то время, лишился веры в жизнь, в счастье и — запил, загулял от горя и ще­ мящей тоски! Сцены эти Т. Ожигова прово­ дит с высоким драматическим накалом. И , тем убедительнее ее возрождение. Ее вновь обретенное счастье с Плетневым отличается какой-то большой естественностью и зре­ лостью. Каждое новое представление пьес «Так начиналась легенда» и «Солдатская вдова», рожденных в стенах Омского драматическо­ го театра, с неизменной теплотой принима­ ется зрителем. Труд театра высоко оценен: премии Омского комсомола удостоен спек­ такль «Так начиналась легенда» и Государ­ ственной премии РСФСР имени К. С. Ста­ ниславского — «Солдатская вдова». Конечно же, не одними розами усыпан путь театра в работе с драматургами. Что греха таить, порою театр соблазнялся выиг- рышностью материала и не проявлял доста­ точной требовательности к художественным достоинствам произведения. С высоты се­ годняшнего дня это хорошо видится в пье­ се «Кто, если не ты!» Я. Киржлера и А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2