Сибирские огни, 1974, №7
К. Станиславский говорил: «В момент твор чества слова — от поэта, подтекст ■— от ар тиста». В данном случае слабо использова на эта возможность актера. Потому-то Пешкову Артемова можно поставить в уп рек отсутствие гибкости. Он ориентируется только на идеал, не желая учитывать при этом реальное положение дел «а заводе. В спектакле «Спроси самого себя» И. Южакова по пьесе Г. Бокарева «Сталева ры» театр снова в поисках. Симптоматично уже само название спектакля. Почему ко роткое и ясное «Сталевары» заменено не определенным и загадочным «Спроси само го себя»? Не сказывается ли здесь некото рое недоверие режиссера, что дела обыден ные, производственные оттолкнут зрителя? Не от этого ли недоверия финальная сцена (пока что совсем не понятная зрителю) от крывает спектакль и тем самым приглаша ет посмотреть загадочную историю. Потом- то зритель убеждается, что ничего загадоч ного не происходит. Идет рассказ о живых и сложных делах рабочего коллектива, и рассказ этот захватывает, волнует. Иначе и быть-ее может, когда спектакль — само биение жизни. И все-таки режиссеру пока залось необходимым заинтриговать зрителя загадочным началом... Очевидно, все это объясняется тем, что поиск всегда сложен и противоречив. Новое захватывает, привлекает, но одновременно груз привычных представлений заставляет постоянно оглядываться назад, внушает опасения: «А поймет ли зритель, примет ли?». Именно такого рода противоречия свойственны, на мой взгляд, омскому спек таклю «Спроси самого себя», в целом, без условно, интересному и нашедшему своего заинтересованного зрителя. Что ж, каких-то издержек при творческой работе, очевидно, не избежать. Есть они и у Омского дра.мтеатра. Но важно .при этом отметить, что поиски новых средств воздей ствия на зрителя -ведутся здесь с завидной настойчивостью и целеустремленностью. Разве не с этим связана горячая заинтере сованность театра, особенно в последние годы, в современном репертуаре, тесно свя занном с историей родного края? Разве не свидетельствуют об этом ж-e определенные традиции и вкус театра к совместной рабо те с автором над сценическим .воплощением пьесы? Словом, говоря об омской драме, нельзя не коснуться очень важного аспекта ее работы. Театр и драматург В юбилейные ленинские дни 1970 года свет .рампы увидела театральная повесть о подвиге нашего земляка Д. М. Карбыше ва — «Так начиналась легенда» Я. Кирж- нера и А. Мозгунова. Спустя год состоя лась премьера спектакля о сибирском пери оде жизни венгерского революционера, поэ та - интернационалиста Кароя Л игети — «Кто, если нр ты!» по пьесе Я. Киржнера, работавшего на этот раз совместно с А. Шерелам. В следующие два года сцениче ское воплощение получили пьесы омского драматурга Н. Анкилова «Солдатская вдо ва» и «Всего три дня». Современный репертуар, тесно связанный с родным краем и, вместе с тем, по своему звучанию выходящий за локальные рамки, занимает обычно более чем скромное место в периферийных театрах. Между тем, пово дов к созданию спектаклей «а .местном ма териале предостаточно, потребность в таких постановках ощущается остро, зрительский интерес к ним велик. Однако театр должен еще и завоевать творческое право на соз дание таких спектаклей. Мне кажется, та кое право в последние годы Омским драм-, театром завоевано спектаклем «Так начи налась легенда» и прочно закреплено «Сол датской вдовой». Успех спектакля «Так начиналась леген да», безусловно, определяет замечательная работа А. Щеголева, исполняющего роль легендарного -героя. Путь создания героиче ского характера определен самостоятель ностью мышления актера. И, я бы сказал, шел этим путем актер не без риска. Начало -спектакля, когда на сцене мы видим обе лиски в память о героях войны, настраивает на высокую патетику, эпичность и монумен тальность. Щеголев же играет своего героя чрезвычайно «приземленно», юн не боится показать его физическую слабость, момен ты отчаяния. Да, и отчаяния,— именно та ков эпизод, когда Карбышеву подсовыва ют фальшивку о гибели его дочери, и руки пожилого генерала дрожат, ищут себе хоть какое-то .занятие. Однако от всего этого герой Щеголева только выигрывает, выра стая в подлинный символ героизма и само отверженности,-^ мы видим и чувствуем, как Карбышев преодолевает эти минуты от чаяния, как он обретает великую силу духа и воли человека, вооруженного верой. Бла годаря такому решению образа выигрывает и :весь спектакль. Точны, социально значимы акценты и дру гого актера, выходящего вот уже более ста раз на сцену в костюме штурмбанфюрера СО Ганса Келлера. Б. Розанцев беспощаден к своем-у персонажу. Главным средством раскрытия образа является сатира, нигде не переходящая в шарж. И тем убедительнее разоблачение, чем оно психологически точ нее. Холодный и какой-то стеклянный взгляд Келлера в начале спектакля спокоен и тверд. В каждом слове и жесте его читает ся презрение к людям, высокомерие и само уверенность. Даже в разговоре со своим начальником у него прорываются нотки скрытого чувства превосходства. Штурм- банфюрер уже в первых сценах откро венно торжествует победу над Карбыше вым. Все ему внушает уверенность в выипры.ше — и «философия», ,не берущая в расчет силу духа коммуниста, и да же бравурный марш, врывающийся в ди алог Карбышева и Келлера. В дальнейшем, однако, от холодно-проницательного взгля да штурмбанфюрера .не ускользают .призна ки безнадежности дела. Спокойствие все чаще изменяет ему, и тогда прорывается его подлинная суть. - Здесь актер достигает большой силы обобщения: ведь с крушени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2