Сибирские огни, 1974, №7
не заметить родственности проблематики этих произведений, хотя в художественном отношении пьесы В. Розова и Ю. Петухова несравнимы. Но ведь и в «Синих дождях» раздумья о счастье связаны больше всего с компромиссным решением Полины, главной героини, решившей, из-за боязни одиночест ва, стать женой нелюбимого, хотя и хороше го человека, домовитого хозяина, как гово рят о директоре школы его односельчане. Лауреат Государственной премии РСФСР, артистка Т. Ожигова доносит до зрителя большую внутреннюю силу, цельность, урав новешенность, благородство и гармонию ха рактера Полины. Но, к несчастью, драгоцен ные качества эти опять-таки в главном ока зываются ограниченными домом и двором ее мужа Ковязина. Уже в прологе другого спектакля А. Хай- кина «Валентин и Валентина» по пьесе М. Рощина завязывается непростой раз говор о любви и счастье. Это — спектакль- спор, спектакль-диспут. Любой эпизод, лю бая сцена оказываются звеном в сложной цепи аргументов. Каждый из героев спек такля судит о любви и судит, конечно, по- своему, исходя из своего жизненного опыта, из своих 'принципов и нравственного облика. В итоге спор решился в польз(у Валентины и Валентина. Они находят в себе силы от стоять свою любовь, доказать, что доросли до нее. Но доказали они это только «словес но». Жизненные испытаний их пока что не выходят за пределы личных, семейных отно шений... •Конечно, во всех трех спектаклях речь идет о проблемах острых и волнующих зри теля. В каждом и.з спектаклей запечатлены определенные приметы времени, чувствует ся ищущая мысль режиссера. Спектакли име ют свои интересные актерские работы. Но в глаза бросается и то, что не удовлетворяет зрителя. Д а и актера тоже. Об этом писал недавно Е. Евстигнеев: «...Играя и в пьесах хороших драматургов, испытываешь неудов летворенность. Мучительную неудовлетво ренность тем, что жизнь вокруг нас во всей своей полноте, неповторимости оказывается все-таки гораздо интереснее, значительнее, сложнее того, что мы играем на сцене» («Правда», 25 ноября 1973 г.). Нечто подобное переживал и Омский дра матический театр. Во всяком случае, его ре пертуарные поиски свидетельствуют об этом! Театр ищет и иаходит пьесы, в которых зна чительно расширяется сфера ' жизни героя. Оказывается, зритель с интересом и волне нием следит за производственными спорами, его захватывают проблемы и студенческого строительного отряда, и заводского коллек тива, и горячего цеха. В Омске и на гастролях театра широкий резонанс получили как раз такие спектакли, как «Моя любовь на третьем курсе» (режис сер А. Хай,кия) по пьесе М. Шатрова, «Че ловек со стороны» И. Дворецкого в поста новке Я- Киржйера и «Спроси самого себя» (режиссер И. Южаков) по пьесе Г. Бокаре ва «Сталевары». Спектакль «Моя любовь «а третьем кур се» внешне, может быть, мало чем отличает ся от других постановок А. Хайкина. Все здесь броско и ярко, начиная от рыжего задника со множеством шутливых студен ческих лозунгов до горячих и страстных, но совершенно не похожих друг на друга бой цов студенческого строительного отряда. И здесь, как в спектакле «Валентин и Валентина», идет диспут. С той лишь р аз ницей, что спорят здесь об очень земных, вещах и, вместе с тем, об очень большом, значимом в жизни; говоря словами заго ловка рецензии «а спектакль, разговор идет 0 том, «как человеку человеком быть...». Вот что говорит постановщик спектакля А. Хайкин: «Шатров очень чуток к жизнен ным явлениям. Его беспокоят элементы без духовности в общественной жизни, разно видности карьеризма, препятствия, что по рой не дают человеку стать личностью. В новой пьесе Шатрова есть два момента, ко торые меня, как человека и как режиссера, интересуют. Первое. Нельзя отрицать, что в социалистическом обществе принцип м а териальной заинтересованности играет боль шую роль. Но встает вопрос: :не приводит ли порой этот принцип (если возвести его в главный принцип жизни) к разрушению духовного в человеке? Второе. Самое цен ное в человеке — это целеустремленность. Но порой трудно проверить, высокая цель у человека или нет, как часто нелегко опре делить, какие средства для достижения це ли являются оправданными. Хочется, что бы новый спектакль нашего театра, обра щенный прежде всего к молодым, навел на раздумье о жизни и людей старшего поко ления. Вопросы, поднятые Шатровым, за девают каждого из нас» («Омская правда», 1 апреля 1973 г.). Ясно, что речь идет о тех же поисках те атра, о той же неудовлетворенности ины ми пьесами, где явно недостает «жизнен ных» явлений, а, говоря другими словами, героям таких пьес не хватает выхода на широкие просторы сегодняшнего дня. И когда театр настойчиво ищет такой выход, зритель заинтересованно откликается, остро переживает каждый сценический эпизод. В ряду таких спектаклей наибольший от клик получил «Человек со стороны». Это и понятно, ибо пьеса Дворецкого — «это но вый стиль работы, перелом сложившихся отношений, бросок вперед. Словом, это со циальное явление...» («Вопросы литерату ры», 1972, № 8, стр. 50). Я- Киржнеру в своей постановке на ом ской сцене удалось подчеркнуть эту новиз ну стиля, предельно точно передать саму «производственную атмосферу» крупного завода, необходимость делового и «аучно- обосновапного подхода к решению любого производственного вопроса. Интересен ар тист А. Артемов в роли Чешкова, хотя его решение образа отнюдь не бесспорно. Чеш- ков А. Артемова, прежде всего, человек де ла, он предельно сух с окружающими. Д а же в любовных отношениях он остается де ловым и практичным. Четкие, отрывистые фразы-требования порою озадачивают ви давшего апдьТ директора завода, яе говоря уж об остальных героях. Разумеется, «а та кое решение ориентирует сам драматургиче ский материал. Но ведь в свое время
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2