Сибирские огни, 1974, №7
\ ра в 1905 гощу), Грибоедова, воплощались многие пьесы Островского, А. М. Горького. Не сразу Омский театр нашел дорогу к новому массовому зрителю после Октября. Путь этот проходил через отвлеченную пла- ■нета.риость пролеткультовского театра, через эксперименты и формальные поиски Экревте (Экспериментального революционного теат ра) к .реалистическому утверждению на сце не советской драматургии с ее социально исторической проблематикой. Омский^ театр в числе первых советских периферийных театров осуществил поста новку «Мистерии-буфф» Маяко 1 вского, позд нее здесь поставлены «Шторм» В. Билль- Белоцерковского, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева, «Любовь Яровая» К. Тренева, первые пьесы Н. Пого дина. Значительным событием театральной жизни города предвоенных лет стали спек такли «Человек с ружьем», поставленный Сазоновым, «Кремлевские куранты» и «Ле нин в 1918 году, (режиссер Козловский), «Парень из нашего города», в поста новке Л. Самборской, вскоре _ .возглавив шей О.мский драматический театр. С име нем Л. Самборской, блестящей актри сы, выдающегося режиссера и талант ливого организатора, связан едва, ли не са мый яркий период в истории театра в Омске — военные и первые послевоенные годы. Во время Великой Отечественной войны, как известно, на одной площадке в городе работали Омский театр и столичный драм а тический театр имени Евг. Вахтангова. Од нако омский коллектив смог выдержать серьезный экзамен на «близость» и .необхо димость своему зрителю. В то время на сце не Омского театра были осуществлены «Сла ва» В. Гусева, «Мой, сын» Гергеля и Литов ского, «Фельдмаршал Кутузов» Соловьева, «Нашествие» Леонова. ■Творческое соревно вание с одним из лучших столичных театров в трудные военные годы требовало высокого гражданственного и патриотического звуча ния каждого спектакля, предельного напря жения творческих сил режиссуры и актер ского коллектива, отточенности мастерства и слаженности ансамбля. Омский драмати ческий театр имел к этому времени прек расных актеров—Л. Самборскую, Н. Колес никова, П. Некрасова, М. Потоцкого, А. Су ханова, В. Сироте. Успешно входила в теат ральный коллектив молодежь (А. Теллов, Т. Найденова и др.). В .памяти омского зрителя по сей день остаются лучшие спектакли 50-х — начала 60-х годов: «Дали неоглядные» Н. Вирты (режиссер Ю. Альховский), «В старой Мо скве» В. Пановой (режиссер С. Владычан- ский), «Матушка Кураж и ее дети» Б. Брех та и «Океан»' А. Штейна (в постановке Е. Хигеровича). На омской сцене тогда ус пешно работали актеры Л. Борисова, А. Кржечковская, С. Мишулин. В. Раутбарт, С. Филиппов. Г. Яшунский и д.р. Именно к этому времени относятся интен сивные поиски советским театром новых пу тей сближения театрального творчества с реальной действительностью. Настойчивое стремление найти новые 'средства вырази тельности для воплощения образа со’времен ного героя отличало и Омский драматиче ский театр. Заметно усилились и стали серь езнее эти поиски в самые последние годы. Каков же он, наш современник? Герой .нашего времени, человек советского характера занимает на сцене Омского теат ра безусловно .ведущее место. Афиша театра последних двух-т.рех лет убеждает в широ ком охвате современной тематики. «Человек со стороны» И. Дворецкого и «Спроси само го себя» («Сталевары») Г. Бокарева — про изведения о сегодняшнем рабочем; «Всего три дня» Н. Анкилова •—■о сегодняшнем хле боробе; «Моя любовь на третьем курсе» М. Шатрова и «Валентин и Валентина» М. Рощина — о сегодняшней молодежи; «С вечера до полудня» В. Розова и «Синие до жди» Ю. Петухова — о сегодняшней интел лигенции; «Так начиналась легенда» Я. Кир- жнера и А. Мозгунова, «Солдатская вдова» Н. Анкилова — о советских людях, герои чески выстоявших и победивших в Великой Отечественной войне. Герой нашего времени приобретает с каж дым днем новые качества. Это хорошо чув ствуешь, когда обращаешься к нескольким спектаклям, поставленным в разное время даже в одном театре. Режиссерская мысль и актерское творчество аккумулируют свое время, материализуют в спектакле свое по нимание сегодняшних проблем. Острый и захватывающий спор о человеке, мере его нравственной бескомпромиссности идет в спектакле «С вечера до полудня» В. Розова в постановке Артура Хайкина. Своей точной и тонкой игрой нас покоряют народный артист РСФСР, лауреат Государ ственной премии РСФСР Б. Каширин (Егорьев) и народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР А. Щеголев (писатель Ж арков). Их диалог, который окончательно убеждает Жа.ркова в том, что он безнадежно отстал от жизни, лучшая сцена в интересном спектакле. Действие пьесы В. Розова не выходит за пределы московской квартиры писателя, но, тем не менее, перед зрителем проходит не сколько человеческих судеб, складывающих ся трудно, а цо,рою и драматично. Герои эти привязаны к родному дому, любят его. И все же нас не покидает мысль о том, что стены этого дома теснят их, героям явно не хватает выхода на широкое поле жизни. Как обрести счастье? Как надо жить сель скому интеллигенту, учителю, чтобы не кон читься еще при жизни, чтобы всегда быть на уровне тяжелого, ,но и невыразимо пре красного дела? Как нужно относиться к сво ей профессии, чтобы не уподобиться какому- нибудь Тихону Лукичу, у которого уже дав но одна забота осталась — пуховые кроли ки, или Андрею Ефимовичу, в доме которо го каждый вечер до одурения режутся в ду рака? ' Все эти вопросы в той или иной форме ставит другой спектакль А. Хайкина по пьесе Ю. Петухова «Синие дорда». Нельзя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2