Сибирские огни, 1974, №7

ИСКУССТВО Э. Шик I омский ДРАМАТИЧЕСКИЙ СЕГОДНЯ ( К 1 0 0 - ЛЕТИЮ Т Е А Т Р А ) * Завершается сотый сезон Омского драматического театра. Дата ^знаме­ нательная, позволяющая тво р и ть о театре как об одном из старейших в Сибири. И все же сам по себе солидный возраст мало что значит. Важнее то, что лучшие работы Омского театра — заметное явление в театральной жизни Сибири. И не только Сибири. • Сегодняшний творческий коллектив театра выдержал серьезный экзамен перед зрителями Москвы, Ленинграда, Ярославля, Саратова, Киева, Запо­ рожья и других городов нашей страны. Работу омичей в свое время поло­ жительно оценивала «Правда». Отклик находили спектакли Омского театра на страницах журналов «Театр» и «Театральная жизнь», газет «Литера­ турная Россия», «Ленинградская правда». Высокую оценку театр получил в украинской прессе во время своей последней гастрольной поездки. В 1973 году Государственной премии РСФСР удостоены автор пьесы Н. Анкилов, режиссер спектакля заслуженный деятель искусств Я. Кирж- нер, .народный артист РСФСР Б. Каширин и артистки. Т. Ожигова, В. Про­ коп за спектакль «Солдатская .вдова». Все это свидетельствует о заметном творческом росте театра в послед­ ние годы и потому обязывает вести разговор, взыскательный и требователь­ ный, о репертуаре тентра, об успехах и некоторых просчетах режиссуры, взлетах и отдельных неудачах актеров. Но прежде -некоторые сведения... Из истории театра В книге С. Г. Ландау «Из истории драма­ тического театра в Омске» (1950) твори тся, что в 1873 году в городе была открыта под­ писка на устройство постоянного театра. 4 июля 1874 года избрана театральная ди­ рекция. С этого времени в Омске и начал действовать постоянный театр, хотя первые сценические представления в городе отно­ сятся еще к середине XVIII века. Нелегким был путь Омского драматиче­ ского театра до Октябрьской революции (как, впрочем, и любого другого провинци­ ального театра в царской России). Жесто­ чайшая цензура, постоянная зависимость от меценатов, полубродячий образ жизни акте­ ров, их низкий профессиональный уровень, отсутствие специально приспособленных зда­ ний. Ведь ныне существующее здание драм- театра в Омске, .реконструированное и рас­ ширенное в 60-е годы, построено лишь в 1905 году. И все-таки театр и в то время играл нема­ ловажную роль в культурной жизни горбда, оставался весьма' .последовательным провод­ ником реалистического искусства на сцене. В Омске работали известные театральные деятели России Е. Долин, П. Медведев. В разное время и на различных театральных подмостках в Омске до Октября гастроли­ ровали Г. Федотова, А. Яблочкина, М. Пети­ па, В. Ф. Комиссаржевская, К. Варламов, П. Орленев, В. Давыдов и другие. Со сцены Омского драматического театра звучал обличающий голос Гоголя (спектак­ лем «Ревизор» открылось новое здание теат-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2