Сибирские огни, 1974, №7
решла к калитке палисадника. Налаживает калитку и, когда, как это случается часто, в ее работе происходит заминка, сидящий ближе всех к калитке Еремеев поднимается и помогает Валентине. Тишина. Валентина и Еремеев восстанавливают палисадник)». Таков финал последней завершенной Вам- пиловым пьесы. К такому концу приходит четвертый вариант современных отношений для его героя. Еремеев -— старый эвенк, проживший жизнь в тайге, работавший проводником у геологов. Он пришел в город хлопотать о пенсии, но с наивностью «естественного» че ловека не знал, что для этого нужны справ ки с места работы. Их у него, конечно, не было. Естественность Валентины —: в ее во семнадцатилетней непосредственности и простодушии. «Валентина и Еремеев восстанавливают палисадник». Что это — в бесконечный раз новый руссоизм? Но пь§са — не о Еремееве и даж е не о Валентине, хотя ради встречи с нею застав ляет автор приехать в Чулимек Шаманова. . Здесь герой находит свое «предместье». Здесь для него замедляется. поток стреми тельных “городских отношений, с течением которых так и не оправился Зилов. События проходят в замедленном темпе, и то, что ускользало от взгляда, теперь различимо. Прежде всего, гораздо более осязаемой, лич ной становится жизнь отдельного челове ка. Каждого из них, включая и несколько раз прошедшего по сцене со своим мото циклом Помигалова, мы знаем лучше, чем персонажей из «Утиной охоты». Переезд в предместье, или в Чулимек, становится для героя Вампилова моральной одиссеей. Здесь он открывает для себя ес тественную человечность, не замеченную за обязательным жестким ритуалом повторяю щихся отношений, которые позволяют уви деть в человеке лишь его функциональные, типовые качества. Мы это видели на при зер е Зилова, но и Шаманов с трудом при поминает бывшую городскую знакомую и только благодаря одной яркой опознава тельной черте ее личности: когда она сме ется, .у нее дребезжит коронка. Человек от выкает различать людей, запоминая, в луч шем случае, их опознавательные признаки. И после переезда в Чулимек привычка но вого общения возникает не сразу. «Вы сле пой», — говорит Шаманову Валентина. Для Шаманова переезд в Чулимек столь же значимая новая ситуация, как для Бу сыгина встреча в предместье. Только для Шаманова сценическая ситуация в меньшей степеаш условна, экспериментальна. Сам его переезд — не случайность, не стечение об стоятельств, а сознательное бегство. Бегст во из города, которое завершается откры тием естественной человечности. То, что для этого герою необходимо оставить большой город, наводит на мысль об антиурбаниз ме. Но разве Вампилов противопоставляет человека в городе человеку в предместье? Ом противопоставляет тип, отношения, где человек в большей степени подвергается опасности раствориться в «суете», отноше ниям предместья, замедленным и личным. «Предместье» — не социальный идеал Вам пилова, а сценическая ситуация, в которой герой делает для себя явный выбор, вспо миная о том, что не утрачено, а забыто. Мо мент морального прозрения' Шаманова сов падает не с его бегством, а с его возвраще нием в город... Да, пьес >1 Александра Вампилова появи лись в тот момент, когда недостатки совре менной драмы были очевидны. Они явились открытием того, что отсутствовало даже в лучших пьесах, — открытием непосредст венно увиденного сегодняшнего дня. В «их зрителя привлекла возможность узнать себя. И он не просто услышал о себе, а услышал нечто рассказанное собственными словами — такими, какими сам привык говорить и думать. . Как это было уже много раз, совре менная речь, современный материал про никли на сцену сначала в комическом об личье — их представил Сильва. Вначале, как всегда, показалось смешным, что со сцены могут звучать все разговорные сло вечки. Вампилов сыграл на этом эффекте, постаравшись выбрать для первого знаком ства слова и речения, самые что ни на есть «ультрамодерновые». Он намеренно вызвал у зрителей речевой шок, чтобы в дальнейшем говорить на современном языке естест венно и серьезно, недвусмысленно обозна чив время действия — настоящее. Речевой колорит помог Вампилову най ти оттенки главной в его пьесах проблемы — проблемы современных отношений. Дра матург начал легко, без запинки, расставляя если не плюсы, то минусы, в пьесе «Про щание в июне». Но отрицательный герой не прижился в его пьесах. Если же таковой в дальнейшем и появляется, то не как созда ющий препятствие, а как воплощающий не достаток, в разной мере растворенный во всех людях — ограниченность, косность и т. д. Корень зла оказался гораздо менее очевидным и поэтому гораздо более трудно искоренимым, — он оказался не в специ ально для этой цели существующих злоде ях, а в людях вполне обыкновенных и сим патичных, для которых, тем не менее, пре одолеть зло — значило преодолеть себя. Пьесы Александра Вазшилова стал» са мым интересным явлением нашей драматур гии на рубеже 60—70-х годов. Сейчас еще трудно судить о том, начал ли он новую традицию драмы или совершил открытие, уже подготовленное его предшественника ми и современниками. Трудно судить, на сколько долговечной будет сценическая жизнь его пьес — при всех бесспорных для сегодняшнего зрителя достоинствах. Ведь часто — особенно в драматургии — про изведение, имевшее шумный и объяснимый успех, быстро и навсегда сходит со сцены. На эти вопросы мы не можем ответить, вос принимая пьесы Александра Вампилова с очень близкого еще расстояния. Но мы мо жем поручиться за то, что в них читатель или зритель найдет точное ощущение вре мени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2