Сибирские огни, 1974, №7
Зилова происходит по совокупности моти вов, когда напряжение достигло критиче ской точки и разрядка неизбежна, не требу ется особого дополнительного повода. «Утиная охота» — психологическая пье са, но психологизм здесь особый. 1В пьесе нет прямого соответствия между внешним событием и психологической на него реак цией, вносящей коррективы в характер ге роя. Для этого событие должно стать пово дом, должно быть осознано именно как повод. Здесь же герой сталкивается не с каждым отдельным событием, а с их нерас- члененным потоком. Это особенность «суе ты», в которой индивидуальность человека или факта перестает существовать, переста- ' ет быть различимой. Отсюда ничем не про биваемая неизменность характера, сохра няемая Зиловым до самого конца, несмот ря ни на что. Он срывается именно по совокупности мотивов, когда из случайных событий складывается критическая ситуа ция, к кото;рой он не в силах приспособить ся, оставаясь неизменным. Ему необходима по крайней мере разрядка. Действие пьесы начинается в квартире Зилова наутро после', учиненного им скан дала. Он толком не может вспомнить, что произошло, пробует что-то выяснить у офи цианта Димы по телефону. Но в любом случае ясно, что этот срьгв так бы и остал ся для него эпизодом, необходимой разряд кой, оставленной без внимания, если бы не продолжение, которое получила его «шут ка». «Что ж они, шуток не понимают?» —• интересуется он у Димы, имея в виду своих вчерашних гостей. Но они сами отвечают на этот риторический вопрос, предложив свою шутку. В квартиру Зилова входит мальчик с вен ком, на ленте которого написано: «Незаб венному, безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от без утешных друзей». Эту шутку с очевидной неохотой «пони мает» сам Зилов, но она сыграла свою роль. Она напоминает Зилову, что пора бы подумать «о душе», заставляет раскручи ваться ленту его памяти. Как воспомина ние, прерываемое телефонными разговора ми с Димой, развивается пьеса. Напряжение случайных, на первый взгляд, эпизодов накапливается в дейст вии, его смысловое направление подчеркну т о -- в самом начале и под занавес — од ной и той же сценой, но различной по сво ей идее. Зилов сразу же, как принесли ве нок, представляет себе реакцию различных родственников и знакомых на его смерть: «Поведение лиц, их разговоры в этой сце не должны выглядеть пародийно, шутов ски, но не без мрачной иронии». Еще раз перед его взглядом проходит этот же эпи зод, когда круг воспоминаний уже закон- . чен вчерашним скандалом: «Поведение лиц в разговоры, снова возникшие в воображе- «ии Зилова, на этот раз должны выглядеть без шутовства и преувеличений, как в его воспоминаниях, то есть так, как если бы все это случилось на самом деле». Между этими двумя полюсами — комическим и 10. Сибирские огни № 7. драматическим, если не трагическим,— рас полагаются события. * Этой дважды повторенной сцене соответ ствует и двойная реакция героя. Вначале случайная и обыкновенная. Случайная — потому, что всякое событие воспринимается как эпизод. В потоке событий видится лишь последнее, заслоняя в памяти все, что ему предшествовало. Но после того, как воспо минание перед ним «свой длинный разви вает свиток», Случайная реакция сменяется ^знанием суммы, совокупности ей предшест вовавших и ее вызвавших событий... Она становится осознанной и получает про должение, чуть не закончившееся трагиче ски — самоубийством Зилова. Все идет от комического полюса к трагическому и — к двусмысленному финалу, когда не понятно, плачет герой или смеется. После повтора этой сцены Зилов, дейст вительно, меняется. Сейчас наступает раз рядка уже как прозрение героя. Он спешит отказаться от прежнего себя, спешит все отдать: квартиру, лодку... Ему больше ни чего не нужно. Друзья в недоумении и ра стерянности. Просят взять себя в руки: «ЗИЛОВ ( в д р у г п ер ест а ет с о п р о т и в л я т ь с я ) . Могу... ( С п о к о й н о . ) Я могу... Но теперь вы у меня ничего не получите. Ничего. ( Н е о ж и д а н н о б е р е т у С а я п и н а р у ж ь е и от сту пает н а ш а г . ) Вон отсюда». Он взял себя в руки, он поедет на ути ную охоту. Его звонком Диме ,заканчивает ся пьеса: «ЗИЛОВ. Дима? Это Зилов... .Да... Изви ни, старик, я погорячился... Д а все правиль но... Совершенно спокоен... Да,_ хочу нй охоту... Выезжаешь?.. Прекрасно... Я го тов... Да, сейчас выхожу». Говоря об этой пьесе и отыскивая в ней положительное начало, нужно вспомнить о ее драматической условности. В отличие от обычной драмы, где система точек зрения персонажей создает впечатление объектив ности, здесь события проходят в восприя тии одного человека как его воспоминания. Следовательно, в этой монологической дра ме выводы не претендуют на объектив ность, так как зависят только от смены от ношения главного героя. Точнее говоря, не выводы, а результат развития действия. Если человек верит в нечто, полагая это не что белым, и если, разочаровываясь, он ре шит отречься от своей веры, то, не задер живаясь на промежуточных оттенках, он часто объявляет это нечто черным! Отрече ние, как правило, связано с заменой одно го полюса на другой, по крайней мере, в момент первой реакции. Так и происходит с Зиловым. Что каза лось если не прекрасным, то естественным, после разочарования столь же обобщающе представляется невыносимым и противо естественным. Д аж е отрекаясь от жизни, проведенной бессмысленно и суетливо, он пока что продолжает мыслить по-прежнему, воспринимая лишь единый неразличимый поток людей и событий, но теперь в обрат ном изображении. Задаваясь вопросом, что такое хорошо и что такое плохо, он все еще ставит его применительно не к кому-то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2