Сибирские огни, 1974, №7

Каким же предстает в пьесе настоящее? Наиболее легко, естественно узнаются чер­ ты настоящего в Сильве, в его языке, в его шуточках... Именно он, особенно в первом акте, заставляет зрителя ощутить точность современного речевого колорита. Сильва становится символом настоящего, но лишь того настоящего, которому в лексиконе Са- рафанова соответствует слово «суета»: «Ес­ ли ты думаешь, что твой отец полностью отказался от идеалов своей юности, то ты ошибаешься. Зачерстветь, покрыться пле­ сенью, раствориться в суете — нет, нет, ни­ когда. (Привстав, наклоняется к Бусыгину, значительным шепотом). Я сочиняю. (Са­ дится).^ Каждый человек родится творцо-м, каждый в своем деле, каждый по мере сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было ,в нем, осталось после него. Поэтому я сочиняю». В соответствии с выбранным жанром источник конфликта представлен в комиче­ ском свете. Может показаться, что С арафа­ нов преувеличивает опасность «суеты». Кто ее представляет? Сильва. Но, кром-е Силь­ вы,^ еще есть Бусыгин; есть, наконец, и се­ мейство Сарафаяовых, заблудившееся в собственных отношениях: отец, стыдящий­ ся своего настоящего, скрывающий его; Ни­ на, которая^ уже почти готова войти в «руг размеренной суеты,— единственное, что ей может предложить «сильный и добрый» Кудимов. Ни Кудимов, ни Сильва не могут служить моделью для портрета современного моло­ дого человека. И в том, и в другом отсут­ ствует индивидуальность,— их собственная физиономия ничем не примечательна. Они могут быть интересны как «представители» определенного социологического типа, мо­ гут появиться для полноты картины как фигуры фона, но не в качестве персонажей первого плана. В пьесе «Старший сын» Бу­ сыгин делает шаг из неразличимости «суе­ ты» к авансцене настоящего. Вампилову удается добиться портретного сходства, уловить точные черты в портрете молодого человека. 60-х годов. Но сам пор­ трет остается еще в эскизах, беглых на­ бросках, когда главное только угадывает­ ся. В пьесе «Старший сын» автор не от­ правляет своего героя на .разрешение гло­ бальных проблем, а заставляет его «нача­ ле найти эти проблемы. Люди, по отношению к тому или иному вопросу, де­ лятся на тех, кто отвечает «да», и тех’ кто отвечает «нет». Но и те, и другие — отли­ чаются от третьих, для кого этот вопрос вообще не существует: Автор уже в пьесе «Прощание в июне» показал, как ошибка совершается героем не в результате созна­ тельного аморализма, а из-за недостаточно развитого морального чутья, отсутствия сложившегося морального критерия. В пьесе «Старший сын» герой — Бусыгин появляется перед зрителем в маске цини­ ка. Но это маска. Не совсем верно гово­ рить, что характер этого персонажа дается в развитии. В развитии дается не его ха­ рактер, а самосознание: то, что было спря­ тано под маской не только от глаз окружа­ ющих, -но и от себя, обнаруживается, ко­ гда герой отказался от маскарада. С этого момента его сопротивление «суете» не за ­ мыкается в негативизме, но получает внут­ реннее положительное обоснование. Он преодолел власть «суеты», заглянув в сущ­ ность человеческих отношений, заметив р а з­ ницу между планом выражения и планом содержания. Что же дальше? Ответ на этот вопрос уже за рамками сюжета пьесы. В этих двух пьесах А. Вампилова сделан первый шаг художественного новаторст­ в а — открытие настоящего, .в его .непосред­ ственном ощущении. Н-астоящего, свобод­ ного как от власти литературного штампа, так и от того внешнего, случайного, что приносит с собой Сильва. Новизна драм а­ тической ситуации и языка позволяет ав­ тору, отбросив установившиеся штампы, еще мешавшие ему в пьесе «Прощание в июне», найти современную, реальную фор­ му существования вечных человеческих проблем. В этой камерной пьесе нет еще вопросов на уровне времени, но есть то сегодня, которое необходимо не только за ­ протоколировать в современных выражени­ ях, н:о и понять с точки зрения человече­ ских, а не условно-литературных отноше­ ний. Молодой человек в первых двух п ьесах’ Александра Вампилова. получает возмож ­ ность выбора в момент, когда его жизнен­ ная ситуация только начинает определять­ ся. Поэтому он сталкивается с инерцией сложившихся отношений и правил других людей, но не с собственным стереотипом. Д аж е в Бусыгине он намечен лишь внешне, как маска. Этот герой еще не причастен «суете», и его проблем а— прояснить для себя неявный смысл человечески* отноше­ ний, в которые он вступает. Для не очень уже молодого — триддатилетнего — героя двух последних пьес — «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске»— это про­ явление отношений приходит «е только как открытие, но-и как отречение. Отчего отре­ кается и что открывает герой в этих пьесах? Герой Вампилова — человек способный, и его не назовешь неудачником в житей­ ском понимании. Но именно житейское по­ нимание почему-то раньше или позже пе­ рестает его устраивать. Он приходит к своему пониманию, которому .не всегда со­ путствует успех. Благодаря своим способ­ ностям, такой человек мог бы очень удачно ориентироваться в любой ситуации, что он и делает до поры до времени. 'Но в какой- то момент у него пропадает такое желание и возникает ‘иное — изменить саму житей­ скую ситуацию, принять участие в опреде­ лении ее законов, а не послушно и удачно им следовать. Это очевидно по отношению к Шаманову — герою пьесы «.Прошлым ле­ том в Чулимске» и выглядит сложнее с Зядовым из «Утиной охоты». «Утиная охота» уже произвела некоторое замешательство в критических умах, выз­ вав либо нарекания, либо оправдания. Критики видят необходимость осудить или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2