Сибирские огни, 1974, №7
Каким же предстает в пьесе настоящее? Наиболее легко, естественно узнаются чер ты настоящего в Сильве, в его языке, в его шуточках... Именно он, особенно в первом акте, заставляет зрителя ощутить точность современного речевого колорита. Сильва становится символом настоящего, но лишь того настоящего, которому в лексиконе Са- рафанова соответствует слово «суета»: «Ес ли ты думаешь, что твой отец полностью отказался от идеалов своей юности, то ты ошибаешься. Зачерстветь, покрыться пле сенью, раствориться в суете — нет, нет, ни когда. (Привстав, наклоняется к Бусыгину, значительным шепотом). Я сочиняю. (Са дится).^ Каждый человек родится творцо-м, каждый в своем деле, каждый по мере сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было ,в нем, осталось после него. Поэтому я сочиняю». В соответствии с выбранным жанром источник конфликта представлен в комиче ском свете. Может показаться, что С арафа нов преувеличивает опасность «суеты». Кто ее представляет? Сильва. Но, кром-е Силь вы,^ еще есть Бусыгин; есть, наконец, и се мейство Сарафаяовых, заблудившееся в собственных отношениях: отец, стыдящий ся своего настоящего, скрывающий его; Ни на, которая^ уже почти готова войти в «руг размеренной суеты,— единственное, что ей может предложить «сильный и добрый» Кудимов. Ни Кудимов, ни Сильва не могут служить моделью для портрета современного моло дого человека. И в том, и в другом отсут ствует индивидуальность,— их собственная физиономия ничем не примечательна. Они могут быть интересны как «представители» определенного социологического типа, мо гут появиться для полноты картины как фигуры фона, но не в качестве персонажей первого плана. В пьесе «Старший сын» Бу сыгин делает шаг из неразличимости «суе ты» к авансцене настоящего. Вампилову удается добиться портретного сходства, уловить точные черты в портрете молодого человека. 60-х годов. Но сам пор трет остается еще в эскизах, беглых на бросках, когда главное только угадывает ся. В пьесе «Старший сын» автор не от правляет своего героя на .разрешение гло бальных проблем, а заставляет его «нача ле найти эти проблемы. Люди, по отношению к тому или иному вопросу, де лятся на тех, кто отвечает «да», и тех’ кто отвечает «нет». Но и те, и другие — отли чаются от третьих, для кого этот вопрос вообще не существует: Автор уже в пьесе «Прощание в июне» показал, как ошибка совершается героем не в результате созна тельного аморализма, а из-за недостаточно развитого морального чутья, отсутствия сложившегося морального критерия. В пьесе «Старший сын» герой — Бусыгин появляется перед зрителем в маске цини ка. Но это маска. Не совсем верно гово рить, что характер этого персонажа дается в развитии. В развитии дается не его ха рактер, а самосознание: то, что было спря тано под маской не только от глаз окружа ющих, -но и от себя, обнаруживается, ко гда герой отказался от маскарада. С этого момента его сопротивление «суете» не за мыкается в негативизме, но получает внут реннее положительное обоснование. Он преодолел власть «суеты», заглянув в сущ ность человеческих отношений, заметив р а з ницу между планом выражения и планом содержания. Что же дальше? Ответ на этот вопрос уже за рамками сюжета пьесы. В этих двух пьесах А. Вампилова сделан первый шаг художественного новаторст в а — открытие настоящего, .в его .непосред ственном ощущении. Н-астоящего, свобод ного как от власти литературного штампа, так и от того внешнего, случайного, что приносит с собой Сильва. Новизна драм а тической ситуации и языка позволяет ав тору, отбросив установившиеся штампы, еще мешавшие ему в пьесе «Прощание в июне», найти современную, реальную фор му существования вечных человеческих проблем. В этой камерной пьесе нет еще вопросов на уровне времени, но есть то сегодня, которое необходимо не только за протоколировать в современных выражени ях, н:о и понять с точки зрения человече ских, а не условно-литературных отноше ний. Молодой человек в первых двух п ьесах’ Александра Вампилова. получает возмож ность выбора в момент, когда его жизнен ная ситуация только начинает определять ся. Поэтому он сталкивается с инерцией сложившихся отношений и правил других людей, но не с собственным стереотипом. Д аж е в Бусыгине он намечен лишь внешне, как маска. Этот герой еще не причастен «суете», и его проблем а— прояснить для себя неявный смысл человечески* отноше ний, в которые он вступает. Для не очень уже молодого — триддатилетнего — героя двух последних пьес — «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске»— это про явление отношений приходит «е только как открытие, но-и как отречение. Отчего отре кается и что открывает герой в этих пьесах? Герой Вампилова — человек способный, и его не назовешь неудачником в житей ском понимании. Но именно житейское по нимание почему-то раньше или позже пе рестает его устраивать. Он приходит к своему пониманию, которому .не всегда со путствует успех. Благодаря своим способ ностям, такой человек мог бы очень удачно ориентироваться в любой ситуации, что он и делает до поры до времени. 'Но в какой- то момент у него пропадает такое желание и возникает ‘иное — изменить саму житей скую ситуацию, принять участие в опреде лении ее законов, а не послушно и удачно им следовать. Это очевидно по отношению к Шаманову — герою пьесы «.Прошлым ле том в Чулимске» и выглядит сложнее с Зядовым из «Утиной охоты». «Утиная охота» уже произвела некоторое замешательство в критических умах, выз вав либо нарекания, либо оправдания. Критики видят необходимость осудить или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2