Сибирские огни, 1974, №7
лучается спонтанно. Бусыгин выдает себя за старшего сына Сарафанова. Ситуация уже во многом оправдана, так как зритель знает два важных обстоятельства. Во-пер вых, у Бусыгина нет отца. Бусыгин сам на помнит о*б этом, отвечая на вопрос Сильвы, как он до этого додумался. Он скажет: «Случайно. Совершенно случайно. Я рос на алиментах, об этом нет-нет да и вспомнишь. Во мне проснулись сыновьи чувства». Но и. в первый раз, когда он сообщает факт, он не может остаться незамеченным, затеряться.. Это была не случайно обронен ная фраза, а целый яркий эпизод, который подводит к сообщению факта. Внимание зрителя активизируется на ’занятном рас сказе Сильвы о своем родителе, который за вершается совсем уж неожиданно: «На, го ворит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел!.. Ни чего, а?» Зритель ждет, что же дальше, каков вы ход. Может быть, аналогичная история у Бусыгина? Следует интригующая серия во просов, и лишь на третий Бусыгин отвечает: «У меня нет отца». Драматически очень тон ко построенный эпизод: то, что должно за помниться, не затеряться в памяти, пода ется по принципу обманутого ожидания, как антикульминация. Второе обстоятельство, которое знает зри тель, — визит Сарафанова-старшего к М а нарской, — окажется в дальнейшем ложной мотивировкой, но пока что это не важно. Бусыгин уже произнес слово «сын». Сильва оценил его: «Я думаю, у него их много». И тут же они начинают жонглировать этим словом, пока что навязывая зрителю саму идею: «БУСЫГИН. Пошли-ка с ним познако мимся. СИЛЬВА. С кем? БУСЫГИН. Д а вот с сыночком. СИЛЬВА. С каким сыночком? БУСЫГИН. С этим. С сыном Сарафано- ва. Андрея Григорьевича». Но как же сообщить Васеньке Сарафано- ву о новоявленном братце? Васенька в пре дыдущей краткой сцене, пока приятели под нимались в их квартиру, имел неприятный разговор с сестрой о том, кто должен по думать об отце. И вдруг приходит взрос лый человек, Бусыгин, и заявляет: «Все дело в том, что Андрей Григорьевич Сара фанов — мой отец». В отдельно вышедшем издании пьесы («Искусство», 1970) текст звучит именно так. В спектакле Московского театра им. М. Н. Ермоловой (постановка Г. Коекжо- ва) эпизод сделан более неожиданно, как еще одна комбинация случайностей, недо разумение. Приятели, обидевшись на него степриимность Васеньки и немного согрев шись, собираются уходить. Бусыгин напо следок бросает высокопарную фразу о страждущем, и замерзающем брате, кото рая в безалаберной голове Сильвы матери ализуется, лишается метафоричности и пре подносится в буквальном значении ошелом ленному Васеньке. Позже Сильва и Бусы гин так и не смогут решить, кто же так здорово придумал. Теперь остается последнее, но самое сложное: как устроить их встречу с Сара- фано.вым-старшим. До сих пор автор избе гал малейшей драматической резкости. Обоснование мотивированности, определен ности случайного в драме проводилось так скрупулезно и замедленно, что зритель не только не ощущал какой-либо натяжки, но и опережал события в подготовленности к их восприятию. Когда ситуация возникла, она уже не поразила зрителя своей неесте ственностью. Напротив, даже старый, как театр, прием подслушивания (Сильва и Бу сыгин узнали недостающие факты из р а з говора Сарафанова и Васеньки) не пока зался неправдоподобным. Драматическое правдоподобие было соблюдено. Искусст венность условного приема была замаски рована, удачно скрыта за сетью случай ных, но взаимосвязанных фактов. Первое действие пьесы — вживание Сильвы и Бу сыгина в ситуацию — завершается удачно, и Сильва исполняет под занавес свой ча стушечный зонт: Эх, да в Черемхове на вокзале Двух подкидышей нашли. Одному лет восемнадцать, А другому — двадцать три! Бусыгин и Сильва неожиданно превра щаются в свидетелей, наблюдателей чужой жизни, присутствуют при создании «сцены на сцене». Оми случайно столкнулись с не знакомым миром отношений, конфликтов, но если Бусыгин постепенно становится его жителем, то функция второго персонажа в развитии действия — иная. Сильва так до конца и остается вне семейных отношений, а когда пробует «подыграть» Бусыгину, то ■находит лишь шаблонные, фальшивые фра зы. Он исполняет роль своего рода баро метра искусственности, придуманности си туации, заставляя зрителя постоянно ощу щать грань между миром действительных и драматически искусственных отношений. Само появление этих двух персонажей не создает конфликта, но становится условным приемом, позволяющим им вместе со зри телем стать свидетелями происходящего. Этот формальный прием не определяет смысл пьесы, а только помогает понять его. Создается критическая ситуация. Она до статочно критична и сама по себе: Нина выходит замуж и собирается .уезжать в Ха баровск, влюбленный Васенька совершает глупости и почти бросает школу и дом. Кто-то должен остаться с отцом. Здесь-то как раз и подвернулся «старший брат». Он выполняет в и.х отношениях роль катализа тора, ускорителя реакции. Новый человек, которому излагают свои версии и поддерж ки которого добиваются. Так поступают и Нина, и отец, по просьбе которого Бусыгин ведет разговоры с Васенькой. По мере того, как Бусыгин перестает быть чужим в этой семье, вживается в ее отно шения, на месте прежней общности его с Сильвой обнаруживается противопоставле ние. На поверхностном, внешнем уровне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2