Сибирские огни, 1974, №7
ное объяснение ее горестей (оно отсутству ет в печатном тексте, но звучит в спектак ле в театре Станиславского): «Хоть бы ты открыл или написал чего-нибудь». Ректор, как он сообщает в своей испове ди Колесову, совершил в молодости ошиб ку, предал свои способности ради успеха. В дальнейшем он пожинал последствия этой ошибки. Все происходит с ним, как и долж но произойти по плану морального наказа ния, как произошло бы со злым мальчиком из нравоучительной книжки для воскресной школы. Мы только нв' знаем, насколько он чувствует свое одиночество, нелюбовь ок ружающих. Таня, его дочь, снисходит до жалости, но, только, чтобы добавить: «Он всегда виноват». Колесов, .по своему амп луа ищущего молодого человека, наименее уважительно относящийся к готовым исти нам, своим ответом нарушает однозначность приговора: «Все правильно. Виноват всегда тот, кого не любят. Это я понимаю». Но, к сожалению, это случайный штрих, реп лика. Штамп в первой пьесе Вампилова замет нее, резче, чем во многих гладких, «хоро шо сделанных» пьесах.. Но в этом и ее до стоинство. Штамп в ней уже осознан, о.н употреблен и одновременно утрирован до пародии, а местами нарушен. Драматург еще .не умеет обойтись без него и одновре менно им тяготится; отделяет то, что он хо чет сказать, от того, что принято говорить в подобной ситуации. И, вместе с тем, ав тор не перестает соотносить мысли и об разы своих персонажей с трафаретными, однозначными ситуациями. Он 'привлекает их постоянно как иллюстрацию, как ключ к пониманию возникшего конфликта. История Колесова, его ошибки отражаются еще в двух судьбах: самого ректора и честного ревизора из притчи, которая окажется ре альным фактом. В обоих случаях человек стоял перед выбором, подвергался мораль ному искушению. Ревизор отказался от взятки, даж е когда она выражалась сум мой, произносимой благоговейным шепо том, а ректор — не устоял, .разменяв свои способности на безликую угодливость р а ди карьеры. Колесов совершает ошибку, чтобы затем ее исправить. Мотив морального искушения ■не случайно повторен в пьесе трижды под разным углом зрения, с различным исходом. Каждый раз аналогичная ситуация созда ется при различных обстоятельствах. Для Колесова моральная проблема не возникла бы в том виде, в каком с ней столкнулся в молодости Репняков; Колесов независим, самостоятелен и отказывается поклоняться ректорскому авторитету, что и стало от правной точкой всего конфликта. Смысл притчи и ее ситуация также достаточно оче видны. Брать или не брать взятку? Такой проблемы для героя, каким его создает ав тор, не могло существовать — независимо от размеров оуммы. В пьесе он отказывает ся от этих же самых денег, даж е когда их предлагают под гораздо более невинным предлогом, чем взятка. Но как отказаться от диплома, который принадлежит ему по праву и который он не получит, не согла сившись на предложение ректора: в обмен на диплом «оставить в покое» его дочь? Ко лесов и видел-то ее два или три раза в жизни. Правда, на том же самом месте, где он сейчас «торгуется» с ректором, совсем незадолго до того у них произошло объяс нение... В отличие от дву.х других ситуаций искушения, здесь возможна ссылка на ее неочевидность для героя: Колесов совер шает ошибку именно потому, что он .не ви дит достаточно ясно моральной проблемы. Отношения с дочерью человека, с которым он сейчас говорит, для него все еще пред ставляются случайными, — он не принима ет их настолько серьезно, чтобы за отказом от них он сразу смог почувствовать под лость. Молодой герой еще .недостаточно по нял смысл человеческих отношений, — та кого героя Вампилов покажет в следующей пьесе, «Старший сын». Здесь же мелодра матическая отрицательность .ректора, ци низм слов, в которых заключается договор, — все это слишком определенно, очевидно, чтобы не Пришло на ум точное слово «сдел ка». Автор подошел к новой и сложной ситу а - цищ но упростил ее, благодаря соседству однозначных штампов. Новизна ситуации в том, что прежде, чем решать проблемы, д е лать выбор, герой должен увидеть, осознать эти проблемы, различить нх в житейском . потоке. Драма, где действие предельно сжато и закончено, обычно имеет дело с критически ми ситуациями, которые должны резко из менить жизнь героя, перевести его в новое качество. Вот удобный случай, чтобы бро сить .взгляд со стороны на уже завершив шийся отрезок жизненного пути и поду мать о новом: человек кончает школу, ин ститут, женится и т. д. Соответственно су ществует. не очень обширный и многократ но апробированный ассортимент «критиче ских ситуаций»: школьный или ин-стирутский выпускной вечер, свадьба... Это обычные жизненные факты, и было бы абсурдным' накладывать на них табу только потому, что о них говорили слишком часто и слиш ком много. «Слишком много» — еще .не зна чит все. Однако привычная сюжетная си туация начинает диктовать и свои законы, заставляет следовать не изменчивости че ловеческих отношений, а стабильности ху дожественного стереотипа. Характеры при этом превращаются в маски с определен ной сюжетной функцией. Уже в пьесе «Прощание в июне» Ва.мпи- лов отходит от общепринятых композици онных решений, .нарушает грамматику ху дожественного языка, но не находит еще нового организующего принципа. Это про изойдет в следующей пьесе — «Старший сын». Если подойти к ней с традиционной меркой, то снова можно обнаружить схему самых различных драматических конфлик тов: неразделенная любовь Васи Сарафа- ■нова, несбывшаяся мечта об артистическом успехе его отца, неудовлетворенность Ни ны сделанным выбором, наметившийся лю бовный треугольник. При этом автор не бу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2