Сибирские огни, 1974, №7

дальше, а выбор становится все более соз­ нательным и одновременно затрудненным. Меняется биография героя, увеличивается его возраст. Если в первых пьесах он сту­ дент, то в двух последних («Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске») — ему под тридцать. Александр Вампилов трагически погиб, когда ему было тридцать пять... Первые его пьесы появились в печати и на сцене в тот момент, когда недостатки современной дра­ мы, безликое однообразие многих новых пьес, обсуждались критикой. И пьесы Вам- пилова не прошли незамеченными — снача­ ла «Прощание в июне», чуть позже — «Стар­ ший сын». В них не было откровений или даж е претензии на приговор. Да и само слово «приговор» звучит здесь неуместно, так как автор берет на себя не роль судьи, а роль следователя, по путаным показани­ ям свидетелей -восстанавливающего ситуа­ цию. Это относится прежде всего к лучшей из двух пьес — «Старший сын». То, что в пье­ се «Прощание в июне» остается еще в со­ стоянии поиска, попытки, здесь оборачива­ ется завершенностью неожиданной драм а­ тической формы, новым видением проблем и отношений. I Обе эти пьесы написаны о молодом ге­ рое, которому предстоит о т р ы т ь для себя истинный смысл как вечных, так и сугубо сегодняшних проблем. Если говорить об ав- ' торокам идеале, о том качестве, которое он непременно хотел бы видеть в своем герое, то это — способность к творчеству. Не обя­ зательно к художественному творчеству, искусству. В 'гл азах Вампилова ею наделен и талантливый студент-биолог Колесов, и иеудавшийся музыкант Сарафанов, к ней ж е приобщается студент-медик Бусыгин, когда ему удается рассмотреть за бытовыми отношениями отношения человеческие. Твор­ ческая способность воспринимается как га­ рантия порядочности, честности, человече­ ской оригинальности. Каталогизируя мысли писателей, опреде­ ляя их кредо, систему взглядов, мы очень мало что объясним. Вампилов — далеко не первый писатель, для героев которого та­ лант, понимание прекрасного в самых раз­ личных вещах становились охранной грамо­ той против пошлости и зла. «Тот, у кого' нет музыки в душе, кого не тронут слад­ кие 1созвучья, способен на грабеж, измену, хитрость...». Так писал Шекспир в «Венеци­ анском купце». Видимо, эта мысль звучала и до .него и, наверняка, после. Представле­ ние о писателе не может складываться из одних его ответов на вопросы, но предпо­ лагает анализ ситуации, в которой эти воп­ росы возникают, а ответы даются. Вампилов не ищет героя «без страха и упрека». Но в самом этом факте нет еще большого новаторства: литературная эпо­ ха идеальных героев отошла в прошлое. Р е­ шения принимаются героем не по заранее намеченному плану, а как результат разви­ тия ситуации, ее закономерный итог. Одна­ ко в этих двух пьесах Вампилова итог в различной мере оказывается неожиданным и непредсказуемым для зрителя. Степень предсказуемости в пьесе «Прощание в ию­ не» больше, так как выбор решений огра­ ничен жесткой схемой характеров персона­ жей и wx взаимоотношений. Определенность конфликта может быть результатом точно­ сти, принципиальности противопоставления, но также и его однозначности. Хотя в пьесе нет непогрешимо «добрых», — в ней есть абсолютно «злые». Это способствует мело­ драматическому упрощению конфликта. Ес­ ли .в пьесе «Старший сын» Вампилов уже целиком освободится от системы шаблонных положений и результатов, то в пьесе «Про­ щание в июне» степень успеха зависит еще от степени преодоления традиционного штампа. «Прощание в июне» — последние экзаме­ ны в институте, распределение со всеми вы: такающими отсюда проблемами, которые были введены в драматический обиход еще со времен «Маленькой студентки» Н. Пого­ д и н а .. Все это осложняется параллельным сюжетом несостоявшейся свадьбы, на кото­ рой талантливый, но строптивый студент Колесов, не рассмотрев в темноте, с кем имеет дело, «помял» самого ректора и во­ ротничок ректорской рубашки. Этот инци­ дент стал последней каплей, переполнившей чашу ректорского терпения... Таково начало течения основного сюжета. Корень зла, конечно же, в самом ректоре, от которого страдают жена, дочь, студент Колесов, деканат и многие другие лица и организации. Он не скупится ни на дурные речи, ни на злодейские поступки, с упорст­ вом мелодраматического злодея отстаивая право на свою отрицательность. Д аж е к вос­ питанию дочери он подходит с макиавелли- стской меркой: «Мы желаем ей только доб­ ра, а в этом случае все средства хороши». Власть штампа особенно ощутима в обра­ зе ректора Репникова. Бели развеять мело­ драматический туман, то 'непосредственная литературная генеалогия этого персонажа довольно очевидна. Это амплуа неудавше- гоюя, но- добивающегося успеха, ученого, пи­ сателя, музыканта, — тип в русской лите­ ратуре, к которому относится еще чеховский Серебряков. В современном виде его тра­ диционную формулу у Вампилова «нахо­ дит» жена ректора: «Да ведь ты не ученый, в том-то и дело. Ты администратор и нем­ ного ученый. Для авторитета». Ректор ока­ зывается Серебряковым в отношении к ж е­ не и почти Сальери в отношении к талант­ ливому Колесову. Разумеется, чисто типо­ логически, А рядом, если смотреть с дру­ гой точки зрения, еще один сюжет: счастли­ вая в глазах окружающих семья («Ты луч­ ший муж, а я хорошая жена»), размерен­ ный ритм отношений, который нарушается неожиданным и нежелательным для главы семьи появлением постороннего человека. Наступившее, вследствие этого, прозрение жены ректора простирается так далеко, что она предупреждает о возможном уходе. Она, правда, не ибсеновска-я Нора. Она только предупреждает. Обвинения, нелю­ бовь, разочарования.!. И наивно-однознач

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2