Сибирские огни, 1974, №7
дальше, а выбор становится все более соз нательным и одновременно затрудненным. Меняется биография героя, увеличивается его возраст. Если в первых пьесах он сту дент, то в двух последних («Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске») — ему под тридцать. Александр Вампилов трагически погиб, когда ему было тридцать пять... Первые его пьесы появились в печати и на сцене в тот момент, когда недостатки современной дра мы, безликое однообразие многих новых пьес, обсуждались критикой. И пьесы Вам- пилова не прошли незамеченными — снача ла «Прощание в июне», чуть позже — «Стар ший сын». В них не было откровений или даж е претензии на приговор. Да и само слово «приговор» звучит здесь неуместно, так как автор берет на себя не роль судьи, а роль следователя, по путаным показани ям свидетелей -восстанавливающего ситуа цию. Это относится прежде всего к лучшей из двух пьес — «Старший сын». То, что в пье се «Прощание в июне» остается еще в со стоянии поиска, попытки, здесь оборачива ется завершенностью неожиданной драм а тической формы, новым видением проблем и отношений. I Обе эти пьесы написаны о молодом ге рое, которому предстоит о т р ы т ь для себя истинный смысл как вечных, так и сугубо сегодняшних проблем. Если говорить об ав- ' торокам идеале, о том качестве, которое он непременно хотел бы видеть в своем герое, то это — способность к творчеству. Не обя зательно к художественному творчеству, искусству. В 'гл азах Вампилова ею наделен и талантливый студент-биолог Колесов, и иеудавшийся музыкант Сарафанов, к ней ж е приобщается студент-медик Бусыгин, когда ему удается рассмотреть за бытовыми отношениями отношения человеческие. Твор ческая способность воспринимается как га рантия порядочности, честности, человече ской оригинальности. Каталогизируя мысли писателей, опреде ляя их кредо, систему взглядов, мы очень мало что объясним. Вампилов — далеко не первый писатель, для героев которого та лант, понимание прекрасного в самых раз личных вещах становились охранной грамо той против пошлости и зла. «Тот, у кого' нет музыки в душе, кого не тронут слад кие 1созвучья, способен на грабеж, измену, хитрость...». Так писал Шекспир в «Венеци анском купце». Видимо, эта мысль звучала и до .него и, наверняка, после. Представле ние о писателе не может складываться из одних его ответов на вопросы, но предпо лагает анализ ситуации, в которой эти воп росы возникают, а ответы даются. Вампилов не ищет героя «без страха и упрека». Но в самом этом факте нет еще большого новаторства: литературная эпо ха идеальных героев отошла в прошлое. Р е шения принимаются героем не по заранее намеченному плану, а как результат разви тия ситуации, ее закономерный итог. Одна ко в этих двух пьесах Вампилова итог в различной мере оказывается неожиданным и непредсказуемым для зрителя. Степень предсказуемости в пьесе «Прощание в ию не» больше, так как выбор решений огра ничен жесткой схемой характеров персона жей и wx взаимоотношений. Определенность конфликта может быть результатом точно сти, принципиальности противопоставления, но также и его однозначности. Хотя в пьесе нет непогрешимо «добрых», — в ней есть абсолютно «злые». Это способствует мело драматическому упрощению конфликта. Ес ли .в пьесе «Старший сын» Вампилов уже целиком освободится от системы шаблонных положений и результатов, то в пьесе «Про щание в июне» степень успеха зависит еще от степени преодоления традиционного штампа. «Прощание в июне» — последние экзаме ны в институте, распределение со всеми вы: такающими отсюда проблемами, которые были введены в драматический обиход еще со времен «Маленькой студентки» Н. Пого д и н а .. Все это осложняется параллельным сюжетом несостоявшейся свадьбы, на кото рой талантливый, но строптивый студент Колесов, не рассмотрев в темноте, с кем имеет дело, «помял» самого ректора и во ротничок ректорской рубашки. Этот инци дент стал последней каплей, переполнившей чашу ректорского терпения... Таково начало течения основного сюжета. Корень зла, конечно же, в самом ректоре, от которого страдают жена, дочь, студент Колесов, деканат и многие другие лица и организации. Он не скупится ни на дурные речи, ни на злодейские поступки, с упорст вом мелодраматического злодея отстаивая право на свою отрицательность. Д аж е к вос питанию дочери он подходит с макиавелли- стской меркой: «Мы желаем ей только доб ра, а в этом случае все средства хороши». Власть штампа особенно ощутима в обра зе ректора Репникова. Бели развеять мело драматический туман, то 'непосредственная литературная генеалогия этого персонажа довольно очевидна. Это амплуа неудавше- гоюя, но- добивающегося успеха, ученого, пи сателя, музыканта, — тип в русской лите ратуре, к которому относится еще чеховский Серебряков. В современном виде его тра диционную формулу у Вампилова «нахо дит» жена ректора: «Да ведь ты не ученый, в том-то и дело. Ты администратор и нем ного ученый. Для авторитета». Ректор ока зывается Серебряковым в отношении к ж е не и почти Сальери в отношении к талант ливому Колесову. Разумеется, чисто типо логически, А рядом, если смотреть с дру гой точки зрения, еще один сюжет: счастли вая в глазах окружающих семья («Ты луч ший муж, а я хорошая жена»), размерен ный ритм отношений, который нарушается неожиданным и нежелательным для главы семьи появлением постороннего человека. Наступившее, вследствие этого, прозрение жены ректора простирается так далеко, что она предупреждает о возможном уходе. Она, правда, не ибсеновска-я Нора. Она только предупреждает. Обвинения, нелю бовь, разочарования.!. И наивно-однознач
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2