Сибирские огни, 1974, №7
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Игорь Шайтанов ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ Из четырех больших пьес Александра Вампилова до последнего времени были хо рошо известны лишь две — «Прощание в июне» (1965) и «Старший сын» (написана в 1967, впервые поставлена в 1969 г.). Уже появилась на сценах различных театров последняя из законченных пьес — «Прош лым летом в Чулимске», и только «Утишая охота» (1970) остается все еще драмой для чтения. Пьесы А. Вампилова идут с неизменным аншлагом. Однако аншлаг не редкость в хороших театрах. Если фигуры ловцов «лишних билетиков» традиционно украша ют театральные подъезды, то фигуры зри телей, старательно что-то записывающих по ходу действия за актерами, не совсем при вычны. Нет, зал не охвачен единым «ре цензентским» порывом, но многие зрители торопятся запомнить или записать все ост рые словечки и ремарки, в которых они безошибочно узнают колорит и ритм сегод няшнего дня. Привлекательность речи в пьесах А. Вампилова иного характера, чем, скажем, эпиграмматическая точность оценок у Грибоедова, или блеск и неожиданность парадоксов у Оскара Уайльда. Стиль пьес привлекает к себе внимание, когда разго ворный язык, перешагнув через условности театральной традиции, условности сцениче ского языка, становится фактом искусства. Тогда он легко оставляет сцену, растворя ясь в разговоре покидающих зал зрителей. Но современный язык, который так пора жает уже при первом знакомстве с пьеса ми А. Вампилова, — это лишь настройка на изображение современности в широком смысле, прежде всего — сегодняшних отно шений. Автор ищет .вечных человеческих ка честв, истин, но не вопреки современному материалу, а угадывая их в новых времен ных масках. Ситуация художественного произведения, порождающая конфликт, — это своеобразный срез жизненных отноше ний, проба, по которой определяют их ха рактер и смысл. Меняются жизненные от ношения, и возникает необходимость в но вой пробе. Писатель часто берет в нескольких своих произведениях какую-либо одну тему или характер, подходя к ним с разных сторон, предлагая их различные варианты. Он ищет аналогии в непохожих социальных и пси хологических ситуациях или просто при раз ных обстоятельствах. Эта тема иди харак тер путем введения в новую ситуацию по может определить их искомое значение — смысл сложившихся жизненных, человече ских-отношений. Таким кочующим сюжетом в пьесах Александра Вампилова становит ся тема прозрения человека. Прозрение — как необходимость сделать выбор. В любом литературном произведении герой делает выбор, и в зависимости от него переводит ся стрелка движения сюжета. Но особен ность выбора, который делает герой А. Вам пилова, — его неявность. Проблема для не го не в том, чтобы решить, что предпочти тельней из уже имеющихся данных, а уви деть саму возможность выбора, найти эти разнообразные 'варианты, различив их в по токе событий. Тип героя остается в целом неизменным, но меняется положение точки жизненного пути, с которой ему предлагается сделать решающий выбор. Она отодвигается все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2