Сибирские огни, 1974, №7

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Игорь Шайтанов ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ Из четырех больших пьес Александра Вампилова до последнего времени были хо­ рошо известны лишь две — «Прощание в июне» (1965) и «Старший сын» (написана в 1967, впервые поставлена в 1969 г.). Уже появилась на сценах различных театров последняя из законченных пьес — «Прош­ лым летом в Чулимске», и только «Утишая охота» (1970) остается все еще драмой для чтения. Пьесы А. Вампилова идут с неизменным аншлагом. Однако аншлаг не редкость в хороших театрах. Если фигуры ловцов «лишних билетиков» традиционно украша­ ют театральные подъезды, то фигуры зри­ телей, старательно что-то записывающих по ходу действия за актерами, не совсем при­ вычны. Нет, зал не охвачен единым «ре­ цензентским» порывом, но многие зрители торопятся запомнить или записать все ост­ рые словечки и ремарки, в которых они безошибочно узнают колорит и ритм сегод­ няшнего дня. Привлекательность речи в пьесах А. Вампилова иного характера, чем, скажем, эпиграмматическая точность оценок у Грибоедова, или блеск и неожиданность парадоксов у Оскара Уайльда. Стиль пьес привлекает к себе внимание, когда разго­ ворный язык, перешагнув через условности театральной традиции, условности сцениче­ ского языка, становится фактом искусства. Тогда он легко оставляет сцену, растворя­ ясь в разговоре покидающих зал зрителей. Но современный язык, который так пора­ жает уже при первом знакомстве с пьеса­ ми А. Вампилова, — это лишь настройка на изображение современности в широком смысле, прежде всего — сегодняшних отно­ шений. Автор ищет .вечных человеческих ка­ честв, истин, но не вопреки современному материалу, а угадывая их в новых времен­ ных масках. Ситуация художественного произведения, порождающая конфликт, — это своеобразный срез жизненных отноше­ ний, проба, по которой определяют их ха­ рактер и смысл. Меняются жизненные от­ ношения, и возникает необходимость в но­ вой пробе. Писатель часто берет в нескольких своих произведениях какую-либо одну тему или характер, подходя к ним с разных сторон, предлагая их различные варианты. Он ищет аналогии в непохожих социальных и пси­ хологических ситуациях или просто при раз­ ных обстоятельствах. Эта тема иди харак­ тер путем введения в новую ситуацию по­ может определить их искомое значение — смысл сложившихся жизненных, человече­ ских-отношений. Таким кочующим сюжетом в пьесах Александра Вампилова становит­ ся тема прозрения человека. Прозрение — как необходимость сделать выбор. В любом литературном произведении герой делает выбор, и в зависимости от него переводит­ ся стрелка движения сюжета. Но особен­ ность выбора, который делает герой А. Вам­ пилова, — его неявность. Проблема для не­ го не в том, чтобы решить, что предпочти­ тельней из уже имеющихся данных, а уви­ деть саму возможность выбора, найти эти разнообразные 'варианты, различив их в по­ токе событий. Тип героя остается в целом неизменным, но меняется положение точки жизненного пути, с которой ему предлагается сделать решающий выбор. Она отодвигается все

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2